QR-код в бизнесе и маркетинге

QR код в маркетинге

QR-код – шифр в виде чередования заполненных и незаполненных квадратов – стал частью нашей жизни. Иногда QR-коды с ссылкой – часть упаковки наряду с штрихкодом: отсканировав такой код с упаковки макарон, вы попадете на сайт с рецептом блюда, а QR-код на чеке позволит быстро получить информацию о покупке. В статье «Бизнесолога» – варианты практического использования QR-кодов в маркетинге, для увеличения продаж, и в бизнесе — для повышения производительности труда.

Ситуации, когда QR-коды – отличная идея

Пользовательская экосистема

Бизнес ставит задачу не только привлечь клиентов, но и вовлечь, создать клуб по интересам.

На пачке соуса «Цезарь» от производителя «Махеев» есть QR-код с видеорецептом салата «Цезарь» с креветками. Попав в блог компании с книгой рецептов, клиент может остаться на сайте, изучить другие рецепты и присоединиться к сообществу в соцсетях. Так прививается лояльность к бренду.

А, например, в компьютерной игре THQ Homefront отсканированный QR-код ведет к эксклюзивному контенту.

Промопредложения

В QR-код можно «вшить» специальный промокод на скидку. Его отсканирует продавец на кассе с телефона клиента. Таким же образом устраивают лотерею или розыгрыш подарков среди подписчиков и случайных прохожих. Например, компания Tissot разместила QR-код на улице. Каждый желающий мог поучаствовать в розыгрыше часов.

Как использовать QR коды в бизнесе
Как использовать QR коды в бизнесе: Tissot

На службе у технического прогресса

Отсканированный QR-код может вести и на ресурсы с техническими регламентами. В частности, QR-коды применяют для кодирования электросетевых объектов в рамках стратегии цифровой трансформации отрасли.

В компании IT monitoring применяют таблички с QR-кодом. Стикеры клеят прямо на оборудование. Ссылки ведут на сайты с информацией о технических характеристиках, схемах подключения, производственных инструкциях и прочие нормативные документы.

Эксперт без фото
Константин Панько
директор по развитию IT monitoring

«Это удобно: можно легко, быстро и безошибочно идентифицировать устройство. В одном маленьком коде – ссылка на ресурс с технической документацией, информацией о сертификатах и даже периодах поверки и контактами ответственных лиц. Все, что нужно для монтажа и обслуживания. Хотелось бы, чтобы в будущем производители электротехнического оборудования добавляли QR-коды на изделия уже на производстве».


В отчете, посвященном цифровой трансформации электроэнергетики России за 2020 год, также описан пример маркировки элементов оборудования QR-кодами в российском представительстве Shell.

Использование QR-кодов в бизнесе для повышения производительности персонала
Использование QR-кодов в бизнесе для повышения производительности персонала (см. Пример 3 на картинке)

Контрольно-пропускные системы и идентификация

Во время самых жестких коронавирусных ограничений власти Москвы и некоторых других городов решились на контроль граждан на улицах. Тогда, чтобы выйти на улицу, нужна была веская причина. Чтобы получить разрешение, москвичи регистрировались на портале и получали индивидуальные QR-пропуска. Система оказалась несовершенной: сайт подачи заявок «лег» быстро, QR-коды выдавали ошибки при проверке полицейскими.

Тем не менее, такие системы уже успешно применяются, например, на входе на стадион или концерт, а также в аэропорту или на железнодорожном вокзале.

Электронные QR-пропуска вводят передовые компании для увеличения пропускной способности и безопасности входа на промышленный объект.

Визитная карточка с QR-кодом расскажет о человеке больше и заинтересует собеседника.

Развлечения

На многие памятники, заведения культуры и уличные библиотеки наносят QR-коды. Расчет прежде всего на туристов, которые таким образом знакомятся с историей города без экскурсовода. 

QR-кодами вооружились рекламные и креативные агентства.

Опыт эксперта

Дмитрий Прусов, руководитель агентства интернет-маркетинга Agency IMA
Дмитрий Прусов, руководитель агентства интернет-маркетинга Agency IMA

Расскажу о двух ярких кейсах применения QR-кодов в нашей компании.

Первый. В QR-коды удобно зашивать ссылки с utm-метками. Это помогает отследить эффективность каждого кода: вы легко узнаете, сколько посетителей пришли на сайт и сколько сделали заказ в разрезе по отдельным utm-меткам. Это способ хорош для оценки эффективности офлайн-рекламы на интерактивных панелях в торговых центрах, рекламных щитах, расклеенных объявлений. 

Второй. QR-коды помогают организовать офлайн-квест как одну из активностей компании. В QR-код вшивается текст, например: «Поверни на северо-запад и пройди 100 метров». В следующей контрольной точке прячется следующий стикер с подсказкой. Большой плюс: можно спрятать тексты любого объема. 


В личных целях

QR-коды вошли в нашу жизнь, но остаются свежим и неизбитым элементом.

Опыт эксперта

Алексей Рыбаков генеральный директор IT-компании Omega
Алексей Рыбаков генеральный директор IT-компании Omega

Пишутся и активно используются генераторы QR-кодов для необычных и креативных акций и подарков или повседневных нужд. 

Изображения наносят на:

  • ювелирные изделия с признанием в чувствах;
  • нетривиальные приглашения на свадьбу в стиле репортажа будущих супругов «с места событий»; там же размещают данные о месте проведения, расписание ивентов, маршрут Google-карт к месту проведения, а также ссылка  на свадебную галерею, куда гости будут скидывать свои фото и видео.
  • поздравительные открытки: ссылка ведет на подарок или подготовленный заранее материал;
  • резюме: особенно для вакансий в IT-сфере, стандартное портфолио в CV можно дополнить ссылкой на видео;
  • объявления о продаже недвижимости в офлайне, QR-код приведет на объявление на сайте с фотогалереей и контактами для связи;
  • брелок с QR-кодом поможет детям и пожилым людям не потеряться. Отсканированный QR-код даст ссылку на контакт родственников.

QR-код как вид HiTech-искусства

QR-код – не только последовательность квадратиков. Прямо на код наносят изображение бренда. 

Например:

QR-код как вид HiTech-искусства
QR-код как вид HiTech-искусства

Зашифровать можно и ссылку на аккаунт компании в соцсети. 

Этот способ встраивания логотипа в QR-код – один из простейших.

Но есть и произведения искусства. Создано целое направление QR-дизайна. Художник из подмосковного Чехова Алексей Байда создает необычные, яркие QR-коды.

Как делать не надо

Главное в применении QR-кодов в маркетинге – это заинтересовать человека, подтолкнуть его отсканировать послание. Это должно быть нечто сильное: попасть на поезд, узнать рецепт блюда или о концерте исполнителя, поучаствовать в щедрой акции или получить скидку.

Тем не менее, использовать QR-коды в любой ситуации – не самый хороший способ привлечь клиента. Иногда это неудобно, а в некоторых случаях даже неэтично. 

Например, маркетологи сети Subway не нашли лучшего места для размещения QR-кодов, кроме как… рабочие жилетки сотрудников. Сканировать QR-код с живого человека, который отвернулся на несколько секунд, чтобы достать для вас салфетки, – дурной тон. 

QR-коды должны располагаться в удобном и безопасном для сканирования месте, небольшого размера. Не 1,5*1,5 метра на уличном заборе: чтобы такой QR-код «влез» в камеру, нужно отойти на приличное расстояние, а на станции метро это может быть опасно для жизни.

В качестве иллюстрации к статье использовано изображение с творением художника Алексея Байды

Новости