Рынок мобильных приложений 2020: анализ и обзор

Рынок мобильных приложений 2020: анализ и обзор

Генеральный директор агентства мобильной рекламы Mobisharks (входит в Kokoc Group) Игорь Зуев рассказал «Бизнесологу», как рынок мобильных приложений пережил пандемию и какие антикризисные решения приняла компания, чтобы остаться на плаву.

Игорь Зуев, генеральный директор агентства мобильной рекламы Mobisharks (входит в Kokoc Group)

Игорь Зуев, генеральный директор агентства мобильной рекламы Mobisharks (входит в Kokoc Group)


Общая ситуация на рынке мобильных приложений в начале 2020 года

В России на 145,9 млн человек приходится 237,6 млн мобильных гаджетов. 118 млн от общего числа устройств способны выходить в интернет. Численность активных пользователей соцсетей – свыше 70 млн человек, чуть меньше половины. Таковы данные международного рекламного агентства We are social и платформы управления соцсетями Hootsuite на январь 2020 года.

Таким образом:

  • В России часто один человек распоряжается минимум двумя сим-картами разных операторов. Причина – в использовании нескольких мобильных устройств (например, смартфон и планшет) или смартфонов на две сим-карты.
  • Распространение сети интернет превысило 80%. В интернете – почти все население страны. Причины: тренд на цифровизацию, доступные мобильные тарифы и недорогой, в сравнении с другими странами, домашний интернет.
  • Почти половина россиян — активные пользователи соцсетей. Трафик в соцсетях у многих операторов бесплатный и безлимитный, а мультимедиа, эмодзи и новые технологии делают общение практически безграничным.
Самая эффективная реклама на сегодняшний день: digital-тренды 2020

Согласно тому же отчету, растет количество приобретаемых и активно использующихся именно мобильных гаджетов – на 53,3% больше в 2019 году по сравнению с предыдущим. Все меньше людей «зависает» в интернете со стационарного компьютера и даже с планшета или игровых консолей.

Таким образом, аудитория предпочитает смартфоны. Планшеты постепенно переходят в раздел нишевых устройств, ПК и ноутбуки также теряют популярность, поскольку их используют исключительно для работы. Игровые консоли уже не показывают прежних результатов: рынок настроен на ожидание премьер от Sony и Microsoft, поэтому в ближайшее время можно прогнозировать рост трафика с игровых приставок.

По данным We are social и Hootsuite, в топе приложений — мессенджеры, соцсети и видео. Крепкая «середина» — карты, музыка, покупки и игры. Это объяснимо: пользователи стали проводить гораздо больше времени дома, общение ушло в онлайн. Популярность мессенджеров и соцсетей выросла, увеличились просмотры видео, резко вырос сегмент онлайн-торговли, в том числе доставки продуктов питания и лекарств.

Влияние коронавируса на мобильную индустрию

Пандемия больно ударила по рынку в целом, но для мобайла ситуация сложилась  довольно выгодно. Весной, когда люди оказались вынуждены сидеть дома, смартфон стал главным средством развлечения и коммуникации. Выросло число скачиваний, установок и трат в приложениях. Пользователи больше погрузились в мобайл и открыли новые возможности.

Коллеги из компании AppsFlyer провели исследование мобильного рынка в пандемию и поделились результатами. Публикуем самые интересные наблюдения из их отчета.

График 1. Данные по всем категориям мобильных приложений (Россия)

В левой части — нормализованные дата-данные, в правой — количество новых подтвержденных случаев заболевания.

Рынок мобильных приложений 2020: обзор
Рынок мобильных приложений 2020: обзор

В начале пандемии пользователи резко увеличили траты в приложениях, и доходы их владельцев подскочили на 52%. К июню расходы уменьшились на 7%. Использование и органические установки мобильных приложений к июню стабилизировались, но маркетинговая активность за это время снизилась на 10% и почти на 40% — за апрель-май, после аналогичного мартовского скачка.

График 2. Расходы на рекламу приложений (Россия)

Анализ рынка мобильных приложений: расходы на рекламу
Анализ рынка мобильных приложений: расходы на рекламу

В начале пандемии бюджеты на мобильный маркетинг снизились. Затем, когда рынок немного отошел от шока, кривые идут вверх и далее стабилизируются.

График 3. Данные по приложениям категории «Развлечения – стриминг» (Россия)

Анализ рынка мобильных приложений: категория "Развлечения"
Анализ рынка мобильных приложений: категория «Развлечения»

В пандемию динамика онлайн-развлечений, в том числе в мобильном секторе, была скачкообразной. Пользователи стали потреблять гораздо больше контента в этой категории: смотрели стримы, стримили сами или просто играли.

График 4. Данные по финансовым и инвестиционным, а также кредитным приложениям (Россия)

Обобщим данные по инвестициям и кредитным продуктам. В начале пандемии пользователи резко расширили границы интересов не только в сторону развлечений. Многие пробовали себя на инвестиционном рынке, интересовались трейдингом. Далее показатели стабилизируются, и интерес к инвестициям и кредитам возвращается к значениям, зафиксированным на конец марта.

График 5. Данные по приложениям для здоровья и фитнеса (Россия)

Анализ рынка мобильных приложений: для здоровья и фитнеса
Анализ рынка мобильных приложений: для здоровья и фитнеса

Весной залы закрыли на карантин, а тренироваться хотелось по-прежнему. Рост интереса к приложениям для здоровья и фитнеса – закономерное явление.

График 6. Данные по приложениям для путешествий (Россия)

Анализ рынка мобильных приложений: приложения для путешествий
Анализ рынка мобильных приложений: приложения для путешествий

А вот и аутсайдеры. Пользовательский интерес, связанный с путешествиями, резко просел. Границы закрыты, выйти нельзя дальше ближайшего магазина, а о поездках и говорить не приходится. Закономерно: кривые установок и доходов резко упали.

Как агентство Mobisharks встретило пандемию

К началу 2020 года агентство работало с 50 клиентами из разных сфер.

В феврале-марте 2020 года эпидемиологическая ситуация ухудшилась. И ее последствия сказались на состоянии рынка:

  • большинство клиентов резко снизили бюджеты на маркетинг, особенно в сегментах доставки и агрегаторов;
  • букмекерские и туристические компании полностью остановили маркетинговые активности: уехать нельзя, все спортивные события отменили;
  • приостановились переговоры с потенциальными клиентами, грозил паралич продаж;
  • возросла дебиторская задолженность.

В марте мы заработали втрое меньше обычного.

Как мы справились

Антикризисные меры

Признаюсь честно: пандемия стала большой неожиданностью. Никто не понимал, что делать. Мы быстро справились с первым шоком и разработали четкий план действий.

Итак, мы:

  1. направили максимум усилий на работу с онлайн-аптеками;
  2. возобновили работу с игровым сегментом, популярный в самоизоляции: люди охотно тратили там деньги;
  3. мы снова пришли к онлайн-доставкам и предложили им свою экспертизу, когда схлынул ажиотаж;
  4. подключились и активно использовали ранее для кампаний на зарубежных рынках Apple Search Ads, который появился в России с мая 2020 года. Этот инструмент хорошо показал себя в России.

Результаты

За несколько месяцев следования четкому плану мы:

  • восстановили полноценную работу с сервисами доставки и агрегаторами;
  • вернули бюджеты букмекеров, когда соревнования возобновились;
  • привлекли новых клиентов: онлайн-аптеки, МФО и рестораны быстрого питания, которые решили продвигаться на рынке мобильных приложений;
  • в 15 раз увеличили оборот по Apple Search Ads;
  • почти справились с дебиторской задолженностью;
  • вернули выручку до показателей начала 2020 года;
  • и – главное – сохранили команду.
Как написать бизнес-план самостоятельно — пошаговая инструкция

Рекомендации участникам рынка digital

Если ваш бизнес «завязан» на рынке мобильных приложений или любом смежном, сейчас важно сосредоточиться на performance-модели ведения бизнеса. Это прежде всего – работа на результат, которая выгодна вам и вашим клиентам.

Кроме того, определите, какие ваши услуги или продукция пользуется наибольшим спросом. Делайте упор на то, что у вас получается лучше всего. Такой подход позволит не размениваться по мелочам.

Как провести анализ рынка для бизнес-плана (на примере школы детского плавания)

Поделюсь еще двумя наблюдениями.

Первое. Обратите внимание на крупных зарубежных и российских игроков рынка. Практически все они восстановились до докризисного состояния. Умерли бизнесы с нерабочими моделями. Вывод: максимально четко поймите, опишите и внедрите свою бизнес-модель, которая позволит оставаться на плаву в любой кризис, а в обычное время – претендовать на лидерство среди конкурентов.

И второе. Из всех цифр держите у себя в голове только один показатель – прибыль. Количество клиентов, узнаваемость бренда, награды на фестивалях, яркий креатив – это все прекрасно, но сейчас только прибыль поможет вам выжить и уверенно двигаться дальше. Зарабатывает клиент – зарабатываете и вы. И это правило не только про диджитал.

Новости