В ФНС РФ рассказали о правилах выявления необоснованной налоговой выгоды

Федеральная налоговая служба России направила в территориальные инспекции рекомендации. Письмо № БВ-4-7/3060@ от 10 марта 2021 года посвящено выявлению необоснованной выгоды. Чиновникам на местах разъяснили правила оценки действий плательщиков и применения ст. 54.1 НК РФ. Новые инструкции основаны на судебной практике.

Новости бизнеса и подборка кейсов — в вашей почте:

О реальности операций

Значение приобретает фактическое исполнение договора. Если подтвердить реальность плательщик не может, учесть в обложении операцию нельзя. Претензии инспекторов вызовет отражение ложных фактов или показателей. Условием станет уменьшение налоговых обязательств. Так, при применении специальных режимов недопустимым считается дробление бизнеса, при работе на ОСН – сокрытие продажи подакцизных товаров или уклонение от постановки на баланс основных средств.

Об исполнителях

Сотрудничество должно строиться с лицом, заключившим соглашение. Инспекторов интересует, является ли контрагент надлежащим. Включение в схему технических компаний свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. У посредников, как правило, нет возможности фактической работы. Никакой полезной функции на них не возлагают. Доказательствами становятся:

  • отсутствие информации о местонахождении;
  • проведение по счету операции, несвойственных основному направлению деятельности;
  • невозможность выполнения договора из-за недостаточности трудовых, производственных и иных ресурсов;
  • включение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителях, руководителях, адресах.

Дополнительно инспекция дает оценку поведению налогоплательщика. Значение имеет осведомленность о статусе партнера. Подтверждением вины становится пренебрежение должной осмотрительностью. Служба обращает внимание на нетипичный документооборот, ошибки в соглашениях и первичной отчетности. Подозрения вызовет и беспечное отношение к выбору контрагента.

Об извлечении необоснованной налоговой выгоды будет свидетельствовать обналичивание средств. В незаконных схемах это делается самим плательщиком или подконтрольными ему лицами. Деньги тратят на личные нужды участников сговора. О взаимозависимости говорят общие IP-адреса, места хранения печатей, штампов, документов.
В рекомендациях упоминается об алгоритме, при котором договор заключается технической фирмой, а исполнением занимается стороннее лицо. В этой ситуации задачей инспекторов становится доказывание налоговой выгоды и умышленности действий. Штрафные санкции за проступок удваивают.

Если поведение плательщика оценивают как неосторожность, взыскание ограничивают стандартной ставкой. Учету подлежат и смягчающие обстоятельства.

О выборе контрагента

Проверке подлежит факт проявления должной осмотрительности. Налогоплательщику следует оценивать историю бизнеса потенциального партнера, деловую репутацию опыт, а также уровень платежеспособности. Инспекция анализирует следующие моменты:

  • получение и проверка информации о нахождении будущего контрагента;
  • сбор данных о фирме или предпринимателе с помощью общедоступных сервисов;
  • размещение сведений о коммерческой деятельности в сети, средствах массовой информации;
  • степень риска сделки, соответствие ее профилю бизнеса;
  • содержание в договоре специфических условий.

Ведомство признает недопустимость предъявления одинаковых требований к партнерам по разным соглашениям. Анализ сведений по разовой сделке отличается от оценки долгосрочных хозяйственных отношений. Придерживаться надлежит позиции Верховного суда России – у делового партнера должно быть достаточно ресурсов для выполнения договора.

Об экономическом смысле и деловой цели

В рамках проверки инспекция может выявлять притворные сделки. Методика основана на выводах ВАС РФ. В первую очередь оценке подлежит результат, полученный при заключении и исполнении соглашения. Правовые и технические ошибки не должны трактоваться расширительно. Значение имеет истинная цель операции.
Если плательщик подписывает контракт только ради налоговых преимуществ, можно говорить о необоснованной выгоде. Пристальное внимание служба требует уделять договорным цепочкам. Иметь четко определенный экономический смысл должен каждый этап схемы.

О налоговой реконструкции

Определять действительный результат операции разрешается при соблюдении ряда условий. Для реконструкции необходимо устанавливать фактического исполнителя сделки. Налогоплательщик обязан представить документы и раскрыть информацию об этом лице. В противном случае вычеты НДС и списание затрат станут невозможными. Исключение сделано лишь в отношении прибыли. Если факт расходов очевиден, их объем устанавливают расчетным способом. За основу берут:

  • данные по аналогичным документально обоснованным операциям;
  • заключение независимого эксперта;
  • справки о рыночных ценах на товары, услуги или работы.

При выполнении задач собственными средствами компании инспекторы проведут отдельный подсчет. Реконструкция доступна и в этой ситуации.

О дроблении бизнеса

К выводу об искусственном разделении коммерческой деятельности приходят при наличии следующих обстоятельств:

  • подконтрольность контрагентов;
  • отсутствие доказательств реальной деятельности и разграничения риска;
  • привлечение к выполнению задач одних и тех же лиц;
  • совместное использование помещений, оборудования;
  • тесное организационное взаимодействие;
  • неразрывная связь бизнес-процессов.

Подтверждением дробления становится также общий результат. Компании и предприниматели являются звеньями одной системы.


Другие новости