Федеральная налоговая служба России направила в территориальные инспекции рекомендации. Письмо № БВ-4-7/3060@ от 10 марта 2021 года посвящено выявлению необоснованной выгоды. Чиновникам на местах разъяснили правила оценки действий плательщиков и применения ст. 54.1 НК РФ. Новые инструкции основаны на судебной практике.
О реальности операций
Значение приобретает фактическое исполнение договора. Если подтвердить реальность плательщик не может, учесть в обложении операцию нельзя. Претензии инспекторов вызовет отражение ложных фактов или показателей. Условием станет уменьшение налоговых обязательств. Так, при применении специальных режимов недопустимым считается дробление бизнеса, при работе на ОСН – сокрытие продажи подакцизных товаров или уклонение от постановки на баланс основных средств.
Об исполнителях
Сотрудничество должно строиться с лицом, заключившим соглашение. Инспекторов интересует, является ли контрагент надлежащим. Включение в схему технических компаний свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. У посредников, как правило, нет возможности фактической работы. Никакой полезной функции на них не возлагают. Доказательствами становятся:
- отсутствие информации о местонахождении;
- проведение по счету операции, несвойственных основному направлению деятельности;
- невозможность выполнения договора из-за недостаточности трудовых, производственных и иных ресурсов;
- включение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителях, руководителях, адресах.
Дополнительно инспекция дает оценку поведению налогоплательщика. Значение имеет осведомленность о статусе партнера. Подтверждением вины становится пренебрежение должной осмотрительностью. Служба обращает внимание на нетипичный документооборот, ошибки в соглашениях и первичной отчетности. Подозрения вызовет и беспечное отношение к выбору контрагента.
Об извлечении необоснованной налоговой выгоды будет свидетельствовать обналичивание средств. В незаконных схемах это делается самим плательщиком или подконтрольными ему лицами. Деньги тратят на личные нужды участников сговора. О взаимозависимости говорят общие IP-адреса, места хранения печатей, штампов, документов.
В рекомендациях упоминается об алгоритме, при котором договор заключается технической фирмой, а исполнением занимается стороннее лицо. В этой ситуации задачей инспекторов становится доказывание налоговой выгоды и умышленности действий. Штрафные санкции за проступок удваивают.
Если поведение плательщика оценивают как неосторожность, взыскание ограничивают стандартной ставкой. Учету подлежат и смягчающие обстоятельства.
О выборе контрагента
Проверке подлежит факт проявления должной осмотрительности. Налогоплательщику следует оценивать историю бизнеса потенциального партнера, деловую репутацию опыт, а также уровень платежеспособности. Инспекция анализирует следующие моменты:
- получение и проверка информации о нахождении будущего контрагента;
- сбор данных о фирме или предпринимателе с помощью общедоступных сервисов;
- размещение сведений о коммерческой деятельности в сети, средствах массовой информации;
- степень риска сделки, соответствие ее профилю бизнеса;
- содержание в договоре специфических условий.
Ведомство признает недопустимость предъявления одинаковых требований к партнерам по разным соглашениям. Анализ сведений по разовой сделке отличается от оценки долгосрочных хозяйственных отношений. Придерживаться надлежит позиции Верховного суда России – у делового партнера должно быть достаточно ресурсов для выполнения договора.
Об экономическом смысле и деловой цели
В рамках проверки инспекция может выявлять притворные сделки. Методика основана на выводах ВАС РФ. В первую очередь оценке подлежит результат, полученный при заключении и исполнении соглашения. Правовые и технические ошибки не должны трактоваться расширительно. Значение имеет истинная цель операции.
Если плательщик подписывает контракт только ради налоговых преимуществ, можно говорить о необоснованной выгоде. Пристальное внимание служба требует уделять договорным цепочкам. Иметь четко определенный экономический смысл должен каждый этап схемы.
О налоговой реконструкции
Определять действительный результат операции разрешается при соблюдении ряда условий. Для реконструкции необходимо устанавливать фактического исполнителя сделки. Налогоплательщик обязан представить документы и раскрыть информацию об этом лице. В противном случае вычеты НДС и списание затрат станут невозможными. Исключение сделано лишь в отношении прибыли. Если факт расходов очевиден, их объем устанавливают расчетным способом. За основу берут:
- данные по аналогичным документально обоснованным операциям;
- заключение независимого эксперта;
- справки о рыночных ценах на товары, услуги или работы.
При выполнении задач собственными средствами компании инспекторы проведут отдельный подсчет. Реконструкция доступна и в этой ситуации.
О дроблении бизнеса
К выводу об искусственном разделении коммерческой деятельности приходят при наличии следующих обстоятельств:
- подконтрольность контрагентов;
- отсутствие доказательств реальной деятельности и разграничения риска;
- привлечение к выполнению задач одних и тех же лиц;
- совместное использование помещений, оборудования;
- тесное организационное взаимодействие;
- неразрывная связь бизнес-процессов.
Подтверждением дробления становится также общий результат. Компании и предприниматели являются звеньями одной системы.