Цифровой суверенитет РФ планируют защищать. Законопроект уже на подходе

13 мая в своём канале Telegram глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил о планах обязать иностранные компании, сайты которых ежедневно посещают до 500 тыс. россиян, открывать филиалы в России.

Новости бизнеса и подборка кейсов — в вашей почте:
Хинштейн о филиалах иностранных ИТ-компаний
Хинштейн в Telegram — о филиалах иностранных ИТ-компаний

За игнорирование требований российского законодательства зарубежным ресурсам предлагается:

  • оповещать пользователей сайта о нарушении российского законодательства;
  • запретить распространять рекламу о сайте и на самом сайте;
  • запретить проводить платежи в адрес интернет-ресурса;
  • запретить сбор и передачу персональных данных.

При этом Хинштейн отмечает, что предлагаемые ограничения никак не повлияют на доступность зарубежных интернет-ресурсов для российских пользователей. Дословно: «не ущемляют интересы».

Также Хинштейн призывает обратиться к опыту Турции, подчёркивая, насколько может быть эффективной политика защиты цифрового суверенитета. Соответствующий законопроект планируется внести в Госдуму уже в ближайшее время.

По словам члена комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина, под законопроект попадут «социальные сети, рекламные системы, аудиовизуальные сервисы, мессенджеры, сторы, поисковики, хостинговые провайдеры, игровые дистрибьюторы, онлайн-игры и т.д.». В частности, это Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, Google AdWords, YouTube, WhatsApp, Viber, Telegram, Steam, WorldOfTanks. Горелкин при этом подчёркивает, что список не полный и не окончательный.

Мнение Бизнесолога

Очевидно, против какой именно из «компаний с широкой аудиторией» направлена инициатива. Недавно мы писали о повышенном внимании ФАС к Google и планах правительства обязать иностранные ИТ-компании платить налоги в бюджет РФ:

К реализации санкций за отказ от открытия офиса в России тоже много вопросов. Что если иностранные компании попросту откажутся оповещать пользователей сайта о нарушении российского законодательства?

Также интересно, каким образом законодатели простимулируют обычных интернет-пользователей жаловаться на несоблюдение законодательства РФ, если уровень правовой грамотности в России откровенно страдает. Показатель по итогам 2020 года, по оценке НАФИ, – 47 п.п. из 100 возможных.

Запрет на рекламу ресурса также сомнителен. Кто будет отслеживать, например, рекламу, перебивающую ролики на YouTube (компания самой Google). Означает ли запрет платежей в адрес IT-гигантов одновременно и запрет на получение платежей от Google за ту же рекламу? А это уже серьезно повлияет на доход компаний любого калибра.

Если государство таки решило прикрыть вольнолюбивый и неподконтрольный YouTube, то путь слишком сложный. 

Да и вряд ли тот же Facebook серьезно воспримет эти угрозы. В большинстве своем они чреваты неудобствами исключительно россиян.

А вообще вся эта история очень напоминает борьбу Роскомнадзора с Telegram, окончившуюся провалом для РКН.


Другие новости