Зарубежным интернет-компаниям пора платить за свое присутствие в стране

Так решили в Совете Федерации.

Новости бизнеса и подборка кейсов — в вашей почте:

По мнению спикера СФ Валентины Матвиенко, в законодательстве страны существует лазейка, через которую IT-гигантам других стран удается уходить от уплаты налогов. А их доходы, по словам главы Совфеда, огромны. Проблема в том, что, согласно законодательству РФ, при отсутствии представительства компании в стране, платить налоги не нужно. Пришла пора это изменить, считают в Совете.

Мнение Бизнесолога

Новость четко коррелирует с сообщением о решении ФАС оштрафовать корпорацию Google. Решение давить на иностранных IT-гигантов выглядит как результат политики «импортозамещения» и, как вариант, осознания, сколько денег реально утекает за рубеж через цифровые площадки, в частности, YouTube (об этом мы тоже писали ранее: ФАС возбудила дело против Google LLC по жалобе РОЦИТ).

И это не война правительства против «неких IT-гигантов», а целенаправленная кампания против Google. Сдается, все будет серьезнее, чем насмешившая полмира попытка Роскомнадзора ликвидировать Telegram.

Google – богатая компания и несильно пострадает от любых штрафов и начисленных налогов, если даже с ними согласится. Проиграют от борьбы рядовые пользователи, которым, в случае чего, для размещения роликов или рекламы в международной поисковой системе если и предоставят площадку альтернативную, то уж точно не равнозначную.

И если говорить об интернет-сервисах в целом, то чисто технически любой сервис, любой сайт изначально доступен гражданам любой страны. Если, конечно, доступ к нему не запрещён чем-то вроде «великого китайского файрвола» (ну или РКН, если речь о России).

Но в этом и смысл интернет-сервисов — в их доступности для всех, в том числе международной доступности.

Если каждая страна захочет собирать деньги с международных сервисов, доступ к которым имеют граждане конкретной страны, международные сервисы попросту перестанут существовать. Либо этим интернет-сервисам придётся придумывать политику обработки платежей, по которой часть прибыли, полученной от пользователя, будет уходить в налоговый бюджет той страны, гражданство которой имеет оплативший услуги пользователь. И ведь наверняка при этом ещё нужно будет заполнять определённые декларации по форме, принятой в конкретной стране. Либо это будет какой-то фиксированный — единоразовый или регулярный — платёж за присутствие сайта в Рунете. И если так, то тут опять же возникает вопрос: тот же Google LLC и какой-нибудь WordPress-разработчик, как фрилансер оказывающий услуги гражданину РФ и имеющий сайт, доступный в Рунете, должны будут платить одинаково или нет?

Позволим себе выразить надежду, что эта инициатива Совета Федерации останется только на уровне инициативы.


Другие новости