Такое решение приняла ФНС в связи с введенными санкциями.
По причине дефицита кассовой ленты у магазинов появилось право не выдавать покупателю бумажный чек, за исключением случаев, когда он сам об этом просит. В ближайшее время торговые точки начнут формировать электронные чеки.
И хотя, по итогам проведенного Минпромторгом совещания с торговыми сетями и крупными поставщиками кассовой ленты, информации о перебоях с лентой пока нет, в ведомстве не исключают проблем, связанных с логистикой, в перспективе.
Ранее за невыданные бумажные чеки покупателю магазинам грозил штраф до 10 тыс. рублей и административное дело. Сейчас ФНС не будет применять в адрес предпринимателей никаких взысканий.
Мнение Бизнесолога
Стоимость офисной бумаги и чековой ленты в специализированных магазинах и канцтоварах выросла в несколько раз за прошедшие две недели.
Участники рынка говорят о том, что на складах продукция есть и ее хватает, а рост цен необоснован.
В то же время, на взгляд Бизнесолога, формулировка «перевести на электронные чеки» не совсем удачная и только обнажает пробелы кассовой реформы. Согласно ст. 1.2 №54-ФЗ, при запросе магазин обязан предоставить чек в электронной форме в виде sms-сообщения или на e-mail. И каждый кассовый аппарат обязан иметь такую функцию. Следовательно, если говорят о «переводе» — значит розница не в курсе о таком праве клиента или отказывала клиенту.
В том, чтобы отправить клиенту электронный чек, кроется еще одна неприятность, о которой не стоит забывать бизнесу. И электронный адрес, и номер телефона — это персональные данные покупателя. Как следствие, любой магазин попадает под закон «О персональных данных» и в идеале вместе с номером телефона должен подсунуть анкетку, где клиент подпишет согласие на обработку ПДн. В теории это выглядит как фарс. Таким образом, следовало не только временно разрешить не выдавать чеки, но и смягчить на время требования закона о ПДн.
Впрочем, встречаются и уникумы в магазинах типа «у дома», которые предпочитают работать по первоначальным настройкам и даже не думают менять что-то и оптимизировать. Купив одну пачку киселя, мы получили кассовый чек длиной в более чем 20 сантиметров. На замечание, что можно экономить чековую ленту в порядка 5-7 раз, кассир лениво сообщила, что передаст руководству. Ровно ту же самую фразу мы услышали 1,5 года назад, когда магазин только открылся.
Хочется надеяться, что текущие проблемы с поставками ленты стимулируют собственников задуматься.