Налоговая служба России разработала инструкцию по борьбе с нарушениями в 2021 году

ФНС борется с нарушителями 2021

Налоговая служба России направила в территориальные инспекции руководство по борьбе с нарушениями. В письме № БВ-4-7/3060@ от 10 марта 2021 года содержатся инструкции по борьбе с незаконным снижением отчислений в бюджет. Документ разработан на основе судебной и административной практики. Бизнесолог разбирается в деталях.

Содержание:

Применение статьи 54.1 НК РФ

Норма направлена на пресечение попыток извлечения необоснованной налоговой выгоды. Ссылаться на нее инспекторы вправе при выявлении уклонения от оплаты законных сборов и взносов. Основанием становится искажение информации о хозяйственной деятельности и ее результатах. В письме выделили три типа злоупотреблений:

  1. Сокрытие реальных операций. Налогоплательщик отказывается раскрывать сведения о бизнесе. Так, недоимки будут начислять при несвоевременной постановке основных средств на баланс. Заявления о незавершенности строительства во внимание не примут. Значение приобретет фактическая эксплуатация объектов.
  1. Фальсификация сведений. Дополнительными начислениями обернется искажение информации об объемах выпускаемой продукции, прибыли, расходах. Инспекторы научились выявлять схемы с изменением характеристик товара. Целью таких действий становится вывод продукции из-под обложения акцизами. В эту категорию включили также дробление бизнеса.
  1. Фиктивные операции. Налоговая служба начнет активнее выявлять обман. Особый акцент сделают на подлог, мнимые и притворные сделки. Ложные операции при расчете налоговых обязательств учитывать не будут, вычеты и льготы по ним отменят. В остальных ситуациях задачей станет установление истинного экономического смысла.

По каждой группе нарушений территориальным инспекциям даны детальные инструкции.

Выявление технических контрагентов

Статья 54.1 НК РФ разрешает налогоплательщикам учитывать при расчете обязательств коммерческие затраты. Условием является действительность сделок. Каждая сторона договора должна реально выполнять поставленные задачи. Попытки снизить облагаемую базу посредством обмена документами пресекаются.
Подтверждением технического статуса контрагента признано:

  • подписание документов неустановленными лицами;
  • отсутствие фактов реального сотрудничества или экономической активности партнера на рынке;
  • невозможность исполнения сделки из-за недостаточности ресурсов – персонала, материальной базы, разрешений, капитала;
  • сомнительность операции с учетом времени и места расположения исполнителя;
  • несоответствие расходов заявленному виду деятельности партнера;
  • явные отличия условий сделки от общепринятых правил;
  • нетипичный документооборот по договору;
  • формальный подход к составлению первичной отчетности, наличие ошибок и недочетов;
  • предоставление длительных отсрочек платежа, занижение штрафных санкций без видимых причин;
  • противоречие цен установившимся в регионе ставкам;
  • отсутствие оплаты, обязательных документов по исполнению соглашений;
  • использование неликвидного имущества в расчетах;
  • необоснованный отказ от защиты прав в случае нарушения договора, отсутствие претензий и судебных разбирательств;
  • снятие наличных денег со счетов контрагента, расходование их на нужды самого налогоплательщика или связанных с ним субъектов;
  • возврат перечисленных партнеру сумм различными путями;
  • хранение печатей и организационных документов участников сделки в одном месте.

Получать доказательства рекомендовано в ходе допросов, осмотров, инвентаризаций. Инспекторам напомнили о недопустимости формального подхода. Изучать сделки будут обстоятельно, обращая внимание на должностные обязанности и полномочия.

Пренебрежение должной осмотрительностью

Установление факта сотрудничества с техническим контрагентом не является самостоятельным основанием начисления недоимки. Инспекторам необходимо доказать умышленность действий. Для этого контролирующий орган собирает подтверждения пренебрежения должной осмотрительностью. Таковыми являются:

  • отсутствие у налогоплательщика информации о нахождении партнера, его производственных мощностей;
  • отказ от поиска сведений, рассылки запросов;
  • пренебрежение анализом открытых данных о контрагенте;
  • необоснованность выбора конкретной организации или предпринимателя;
  • отсутствие доказательств реального контакта с участником сделки, в том числе проведения деловых встреч или переговоров;
  • уклонение от документального подтверждения полномочий представителей сторон.

Признаком недобросовестности налоговая служба признает также недостаточность общей информации. Плательщик должен пояснить, откуда он узнал о будущем партнере.

Начисление недоимок

Следующим этапом становится расчет реального налога. В большинстве случаев факт сделки не оспаривается. Под сомнение ставится лишь достоверность затрат по ней. Если товары были поставлены, услуги оказаны, а работы выполнены, начисления проводят с учетом их стоимости. Условием становится раскрытие налогоплательщиком информации о реальном исполнителе. При отказе от предоставления документов, издержки исключаются из учета.
Если расходы по сделке очевидны, применяется базовый расчетный метод. Обязательства уменьшают по НДФЛ, ЕСХН, налогу на прибыль и УСН. А вот вычеты по НДС сохранить не удастся.

Дробление предпринимательской деятельности

В ходе проверки инспекциям рекомендовано устанавливать деловую цель операций. Если единственной задачей является налоговая выгода, избежать начислений не удастся. Оценивать будут каждую сделку в системе. Ключевым станет вопрос целесообразности. Если при отсутствии других звеньев цепи соглашение теряет смысл, придут к выводу о недобросовестности.

Аналогичный подход применяется к дроблению бизнеса. Дополнительно инспекция устанавливает следующие факты:

  • участники схемы используют общие ресурсы и персонал;
  • наблюдается тесная взаимосвязь всех элементов цепочки;
  • формально самостоятельные компании задействованы в едином производственном процессе.

При выявлении дробления контролирующий орган будет стремиться установить реальные налоговые обязательства плательщика. Во внимание примут не только доходы и расходы, но и фактические отчисления в бюджет.

Переквалификация

Отдельное внимание в письме уделено оценке содержания сделок. Инспекторов предостерегли от подмены понятий. Возможность получения результата иным способом нельзя считать основанием переквалификации. Плательщики вправе сами выбрать метод, даже если таковой приводит к налоговой экономии. Ключевым условием становится присутствие хозяйственного смысла.

В завершение отметим запрет на отмену вычетов из-за неуплаты налога. Отказ в преференциях законен, если у проверяемого лица была информация о недобросовестности контрагента. Просрочка по расчетам с бюджетом основанием служить не может.

Новости