Компания с известным именем, слаженным коллективом, красивой отчетностью — лакомый кусочек пирога. Не надо ломать голову: владей и богатей. Хозяева не любят говорить о недостатках. Инвестор проявляет чудеса смекалки, чтобы не потерять деньги. Как купить готовый бизнес — читайте инструкцию.
Выгодно ли покупать готовый бизнес?
Николай покупает готовый бизнес по знакомству: друг его двоюродного брата сказал, что уже заработал достаточно, чтобы уехать жить в Таиланд, а бизнес, полностью выстроенный, так и быть, продаст по сниженной цене, и то только потому, что дружба, но «надо срочно!». Николай проводит Due diligence своими силами — наспех, с ошибками, которые потом приходится дорого и долго разгребать, во многом полагаясь на порядочность и честность знакомого.
Михаил неспешно сравнивает готовые бизнес-решения в интернет-каталоге своего города (например, здесь представлены актуальные предложения в Тюмени: https://www.etagi.com/commerce/gotovyjj-biznes/). Он экономит время, силы, нервы. Независимые эксперты проводят аудиты договоров, проверку участников, налоговый контроль.
Николай через полгода понимает, что «друг» о многом умолчал, и что вообще он не очень-то и друг. Второй — активно масштабируется.
Так, для одного предпринимателя покупка готового бизнеса оказалась выгодной, для другого — нет. Выходит, нет однозначного ответа на вопрос — выгодно ли покупать готовый бизнес. Всё зависит от подхода к покупке. Но учитывайте, что прогнозы экспертов, аналитика никогда не дают 100% гарантии успеха. Даже в уже раскрученный новый бизнес придется «инвестировать» душу и личное время.
Плюсы и минусы готового бизнеса
Плюсы | Минусы |
---|---|
— Проверенная бизнес-идея: не нужно тратить время на создание концепции. — Известность, репутация бренда, наработанная клиентская база. — Действующие договоры с поставщиками, покупателями. — Есть оборудование, помещение, опытный персонал. — Быстрый старт: продажи с первого дня работы. — Есть история, анализ рынка. Можно составить подробный прогноз доходов-расходов. | — Нужен анализ инвестиционной привлекательности. — Дополнительные расходы на проверку «чистоты бизнеса». — Проблемы с персоналом, увольнение опытных кадров: не захотят работать с новым начальником. — Потеря поставщиков, клиентов. Могут отменить льготные условия, скидки, если у предыдущего руководства были личные договоренности. — Убытки, отсутствие прибыли. Ошибки бизнес-модели, изменение внешних условий, о которых знал, но не сказал бывший хозяин. — Ошибки due diligence: не смогли заранее выявить третьих лиц, из-за которых сделку признают недействительной. |
Что проверить перед покупкой
Задача — провести комплексный анализ, выявить преимущества, проблемы, оценить стоимость сделки. По каждому блоку составляют сводный отчет, определяют балл. Потом формируют общие результаты по компании.
- Юристы. Проверяют учредительные документы. Сравнивают с выпиской из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Анализируют договоры с поставщиками, покупателями, права на помещения, оборудование, товарный знак, сайт. Собирают сведения об участии в судебных делах, банкротстве. Профессиональные оценщики предлагают «по своим каналам» проверить собственников.
- Финансы. Выгружают данные из CRM систем, сверяют их с отчетами в налоговой. Сверяют остатки на счетах учета с данными склада. Анализируют обязательства перед поставщиками, задолженность клиентов. Выявляют «просрочку». Оценивают динамику доходов-расходов, финансовую независимость: размер собственного капитала, кредиты, обязательства перед инвесторами.
- Инвестиционные аналитики. Составляют прогноз выручки, расходов, прибыли. Оценивают зависимость бизнеса от внешних факторов: цены поставщиков, конкурентов, инфляция, курсы валют.
- Налоговики. Запрашивают сверки с бюджетом: ФНС, госсубсидии. Рассчитывают налоговую нагрузку, ищут варианты оптимизации. Проверяют законны ли налоговые схемы, которые применяет бизнес.
- HR-специалисты. Анализ структуры предприятия, формы управления, численности персонала. Подготовка карты бизнес-процессов.
- Маркетинг. Текущий объем рынка, перспективы. Ценообразование, системы скидок. Методы продвижения бизнеса: рекламные каналы, цена одного клиента. Действия конкурентов. На сколько активны похожие компании на рынке. В чем их сильные, слабые стороны.
- IT. Проверяют работу корпоративной связи, удаленного доступа, настройки CRM систем.
Как оформить покупку бизнеса — разница для ИП и ООО
Нужно заключить договор купли-продажи. При оформлении учитывается организационная форма бизнеса.
ИП | ООО |
---|---|
Покупает активы. Один договор — имущество, второй — нематериальные активы. Об изменении собственника товарного знака нужно сообщить в Роспатент. | Покупает 100% доли. Если участников несколько, с каждым заключают отдельный договор. |
Перезаключает договоры с поставщиками, покупателями. | Рассылает уведомление о смене собственника, копию ЕГРЮЛ. |
Прежний собственник получает согласие клиентов на передачу персональных данных новому владельцу. | Покупатель подписывает с бывшими владельцами соглашение о неразглашении персональных данных сотрудников, клиентов, поставщиков. |
Безопасный вариант расчетов — заблокировать деньги в ячейке. Банк разрешит продавцу вскрыть ее, только когда получит новые учредительные документы.
Что нужно сделать после оформления покупки
Сообщить в банк. Внести изменения в карточку подписей директора, главбуха. ИП — открыть расчетный счет для бизнеса.
Провести совещание с сотрудниками. Согласовать сроки увольнения с теми, кто не захочет больше работать.
Проверить доступы в IT системы, пропуска. Заблокировать предыдущих пользователей. Создать новые ID, пароли. Сверить список корпоративных номеров с фактическими sim-картами у сотрудников.