Залогом успешного развития коммерческого предприятия является минимизация расходов. В этом помогут такие схемы организации производственного процесса, как аутсорсинг и аутстаффинг. Некоторые путают эти понятия, другие считают второе разновидностью первого, а для кого-то это вообще разные вещи. Предпринимателю полезно досконально разобраться в этом вопросе.
Понятие аутсорсинга
Термин является калькой с английского outsource, что в буквальном переводе означает «внешний источник» (подразумевается источник ресурсов). Соответственно, аутсорсер — это сторонний подрядчик, которому заказчик поручает выполнение некоторых своих функций или решение каких-то задач. Например, производитель мясных полуфабрикатов заключает соглашение с транспортной компанией об оказании логистических услуг (подвоз сырья и доставкой готовой продукции в магазины розничной сети).
Чаще всего на аутсорсинг отдают:
- обеспечение безопасности;
- бухгалтерский учет;
- создание программного обеспечения и веб-ресурсов;
- обслуживание компьютерной техники и информационной инфраструктуры;
- обеспечение функционирования офиса (уборку, текущий ремонт, обслуживание электросети и т.д.);
- рекламные услуги.
К аутсорсингу прибегают в следующих случаях:
- Данный вид работ выполняется периодически, поэтому трудоустройство сотрудников на постоянной основе является нецелесообразным. Например, летнему кафе, работающему только в теплый сезон, выгодно не нанимать курьеров для доставки блюд клиентам на дом, а заключить договор со специализированным сервисом.
- Работы выполняются в незначительном масштабе, вследствие чего освоение данного вида деятельности является экономически нецелесообразным. Например, небольшому предприятию нет смысла покупать автобус для доставки сотрудников на работу, арендовать гараж, нанимать автомеханика с водителем и т.д. Рациональнее поручить это компании, специализирующейся на внутригородских пассажирских перевозках.
- Расширение штата привело бы к выходу за пределы, установленные законодательством для предприятий категории МСП (малые и средние). Благодаря аутсорсингу, удастся остаться на упрощенной схеме налогообложения.
- Компания-подрядчик располагает более дешевой рабочей силой. Классический случай для IT-индустрии: западные цифровые гиганты активно задействуют в своих проектах программистов из России, Украины, Беларуси, Индии и Китая, где уровень зарплат намного ниже.
Понятие аутстаффинга
Данный термин произошел от английского outstaff, что в переводе означает «вне штата» (подразумевается штат сотрудников). В рамках такой схемы, сотрудник фактически работает в одной компании, но числится в другой. Первая является заказчиком услуги аутстаффинга, вторая – провайдером или аутстаффером. Проще говоря, провайдер передает работников в полное подчинение к заказчику.
Данный вид деятельности строго регулируется законодательством. В официальных документах аутстаффинг называют «заемным трудом», а провайдера – частным агентством занятости (ЧАЗ). Чтобы получить статус ЧАЗ и вместе с ним право на оказание услуги аутстаффинга, компании нужно пройти аккредитацию в уполномоченном госоргане.
Отбор ведут по следующим критериям:
- размеру уставного капитала;
- отсутствию задолженности перед госбюджетом;
- соответствию руководителя требованиям в части стажа работы в сфере кадрового менеджмента, уровня профессиональных навыков, отсутствия судимости.
В сферу ответственности частного агентства занятости входят следующие операции:
- заключение трудового договора с работником;
- расчет и перечисление всех выплат: зарплаты, отпускных, больничных, командировочных и других;
- взносы в ПФР и ФСС;
- если работники имеют иностранное гражданство – взаимодействие с миграционной службой, контроль сроков действия патентов и пр.;
- учет стажа и рабочего времени;
- решение трудовых споров.
Все выплаты производятся за счет заказчика. Дополнительно он перечисляет провайдеру комиссию за предоставление услуги.
Преимущества аутстаффинга и его виды
Задействовав схему аутстаффинга, заказчик получит следующие выгоды:
- резкое уменьшение численности отдела кадров и бухгалтерии, что ведет к существенному снижению расходов;
- возможность расширения штата без отказа от упрощенной системы налогообложения;
- перевод расходов по оплате труда на другую статью, вследствие чего снижается налог на прибыль;
- возможность увеличения испытательного срока – позволяет более тщательно проверить профессиональные навыки работника;
- рост финансовых показателей на одного сотрудника, а вместе с ними и привлекательности предприятия для инвесторов.
Существует 2 способа взаимодействия с частным агентством занятости:
- Заказчик переводит в его штат своих сотрудников. Таким образом он сокращает численность коллектива своей компании и одновременно оставляет у себя высококлассных специалистов.
- Арендует сотрудников, изначально состоящих в штате у провайдера. Например, для проведения международной конференции корпорация привлекает нескольких переводчиков.
Во втором случае предприниматель выигрывает еще и в том, что ему не приходится тратить время и силы на поиск специалистов.
Аутсорсинг и аутстаффинг: ключевые отличия
При аутсорсинге сторонняя компания не только предоставляет свои ресурсы, но и обязуется выполнить порученные ей работы. Это удобно, но заказчик не может контролировать процесс. Возможна ситуация, когда команда аутсорсера берется сразу за несколько проектов от разных заказчиков, в силу чего страдает качество работы и нарушаются сроки. Аутстаффинг лишен таких недостатков. Но решение задачи ложится на плечи заказчика – провайдер (частное агентство занятости) только предоставляет ресурсы.
Таким образом, на аутсорсинг стоит отдавать функции, на которых исполнитель специализируется и потому сумел хорошо отладить процесс их выполнения. Для реализации нетиповых проектов часто действуют по схеме аутстаффинга.
В ряде случаев оптимальным решением становится комбинация обоих практик. Лучше взять в партнеры компанию, способную предоставить обе услуги одновременно. Таковой является фирма Talent Pool (talentpool.ru).