Геймификация как бизнес. Кейс разработчика деловых игр

Геймификация как бизнес. Кейс разработчика деловых игр

Геймификация в бизнесе — относительно молодое явление. Игропрактик и эксперт в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды Алексей Лычко разрабатывает игры с 2016 года. Он делится собственным предпринимательским и инженерным опытом, рассказывая о существующих проблемах и трендах в индустрии геймификации и о том, как делаются бизнес-игры.

Первая деловая игра была разработана и проведена М. М. Бирштейн в СССР в 1932 году. Метод игрового обучения сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений — их запретили.

Второе рождение деловых игр случилось в США в 1960-х гг., но в России индустрия геймификации только развивается — как в образовательных учреждениях, так и в бизнесе.

Об авторе

Алексей Лычко, генеральный директор ООО «Безопасные Условия Труда»
Алексей Лычко, генеральный директор ООО «Безопасные Условия Труда»

Алексей Лычко, генеральный директор ООО «Безопасные Условия Труда», игропрактик, основатель but-safety.ru, окончил Санкт-Петербургский государственный  морской технический университет (СПбГМТУ) по специальности «Инженерная защита окружающей среды», Московскую государственную юридическую академию (МГЮА), получив квалификацию юриста, и Российский университет дружбы народов (РУДН) по направлению «Управление персоналом».

В игровом бизнесе — с 2016 года. С коллегами из компании «Безопасные Условия Труда» и единомышленниками-игропрактиками создал запатентованное игровое решение, на основе которого за 4 года разработаны игры:

  • «Золото Аляски» — по охране труда,
  • «Битва Токов» — по электробезопасности,
  • «Дикий Запад» — по пожарной безопасности,
  • «Искатели» — по осознанному безопасному вождению.

Также, по запросам компаний, вместе с коллегами адаптировал под корпоративные требования порядка 20 игр. Провел 100+ игр в рамках корпоративного обучения и с целью демонстрации игры как инструмента вовлечения сотрудников в осознание важности вопросов безопасности.


Основная проблема индустрии деловых игр в России — непрофессионализм

Актуальное состояние индустрии деловой игры в России довольно противоречиво. С одной стороны, рынок геймификации активно развивается. С другой — очень много напускного, не отвечающего запросам бизнеса и мало подходящего под понятие геймификации как таковое. Много откровенно некачественных продуктов, поверхностного отношения и подмены понятий. Именно в сегменте бизнес-игр. Вопрос качества в этой сфере остается очень болезненным, что порождает со стороны потенциальных заказчиков соразмерный скепсис к данным продуктам.

Часто игры делают люди, которые нигде не обучались и попросту не владеют основами игропрактики. Они разрабатывают обычные викторины наподобие «Что? Где? Когда?», но при этом позиционируют себя профессионалами, а свой продукт — уникальным.

Создание качественной бизнес-игры — долгий творческий процесс.

Сама деловая игра как продукт на порядки сложнее традиционных викторин, которые известны широкой публике за счет телетрансляций.

Анонсы самых интересных публикаций Бизнесолога в соцсетях:

Что отличает хорошо сделанную бизнес-игру

У всех игр есть общая «фановая» часть — удовольствие игроков от процесса. Но есть еще два критерия, по которым можно отличить хорошую деловую игру от халтуры.

Во-первых, игра должна способствовать достижению определенных бизнес-целей. Допустим, когда мы обучаем людей правилам охраны труда и пожарной безопасности, в рамках игры есть определенные задачи. Например, спасти людей.

Во-вторых, атмосфера соревнования. Игроки в процессе получают бонусы — зарабатывают монетки. Соревновательный момент способствует возникновению у людей чувства азарта, эмоциональной вовлеченности. Игра затягивает. При этом, погружаясь в атмосферу приключений, люди ведут себя максимально естественно. Они не думают в это время о том, что у них за спиной может стоять контролирующий их начальник.

Эмоциональная вовлеченность в соревнование — основное условие эффективности бизнес-игры
Эмоциональная вовлеченность в соревнование — основное условие эффективности бизнес-игры

В процессе полуторачасового сета хорошей деловой игры человек проживает определённый трудовой опыт, эквивалентный десятилетию реальной деятельности. И эмоциональная вовлеченность играет ключевую роль в процессе качественного усвоения материала. Но если у игры не было конкретных бизнес-целей, а люди только расслабились и получили удовольствие, то никакого обучающего эффекта нет. Тогда это не бизнес-игра, а просто игра для «фана».

«Золото Аляски»: деловая игра по охране труда на предприятии

Игроки управляют рабочими на золотом прииске. Добыча золота связана с риском травмирования рабочих. Игрок «инструктирует рабочих», рассказывая им о правилах охраны труда: решает маленькие задачки на карточках.

Чтобы «инструктировать», игрок сам должен знать требования охраны труда и безопасного производства работ. В игру встроена простая имитационная вероятностная модель наступления несчастного случая. Если происходит несчастный случай, работник, получивший правильный и достаточный инструктаж от игрока, сохраняет жизнь и здоровье, а игрок получает прибыль — золотые монеты. Недостаточно или неверно инструктированный рабочий получает вред здоровью и выбывает из игры.

«Золото Аляски»: деловая игра по охране труда на предприятии

Игрок за столом решает вопросы, связанные с охраной труда сам, и видит, как их решают другие. Таким образом, каждый игрок учится сам и учится у других.

Подробнее: but-safety.ru

У каждой игры есть три основных составляющих:

  • визуальная часть, оформление (коробка, поле, кубики, фишки и т.п.) — то, что создает ощущение игры как приключения;
  • харизма ведущего – обеспечивает игровую атмосферу;
  • содержание игры: проживание определенного опыта – цели, которые мы можем достичь с помощью игры

В индустрии бизнес-геймификации очень много «пены»: красивых «коробок» и харизматичных ведущих, а самого игрового решения — считанные единицы.

Никто не отменяет важности первых двух составляющих. Дизайнерское решение должно быть таким, чтобы людям хотелось играть. Харизматичный ведущий — тоже важно. Но деловая игра по сути должна быть такой, чтобы оставаться полезной и интересной и без дизайнерского антуража.

Первыми двумя составляющими можно легко пустить пыль в глаза. И, к сожалению, немногие способны это распознать, глядя на красивую коробку. В результате, спрос на игру может быть большой, а сама игра как решение — так себе.

Партнерская программа 40%!

Как создаются качественные бизнес-игры

Содержание бизнес-игры включает две части: собственно игровую и экспертную.

Команда, работающая над одной игрой, может быть разношерстной. Помимо разработчиков-игропрактиков, это тестировщики, внешние наблюдатели, эксперты в конкретных областях знаний. Роли распределяются, исходя из предрасположенности человека к той или иной задаче в разработке.

Например, мы разрабатывали игру на овладение навыками поведения при пожаре и оказания первой помощи. И тут потребовалось привлекать две категории экспертов: медиков и специалистов по пожарной безопасности.

Деловая игра по охране труда на предприятии: карточка с вопросом
Деловая игра по охране труда на предприятии: карточка с вопросом

Может быть такое, что один человек владеет компетенциями и в игропрактике, и в какой-то специализированной области. Например, я могу разработать игру по охране труда без привлечения сторонних экспертов. А вот если меня приглашают, например, в команду для разработки игры по финансовой грамотности, то там я могу уже заниматься только технической, инженерной частью. Выполнять роль наблюдателя, анализирующего действия игроков с точки зрения свободы их действий.

Как я стал игропрактиком

20 лет я занимался вопросами обеспечения безопасности и охраны здоровья и жизни людей. Работал в крупных компаниях: Perfetti Van Malle, РУСАЛ, Honda, PepsiCo.

Я слишком долгое время жил с предустановкой (как и многие в нашей стране), что обязательно нужно быть причастным к какому-нибудь бренду. Работать в известной компании, ходить в галстуке на всякие собрания и важно говорить о серьёзных вещах.

В 2015 году я просто понял, что это всё не так. На самом деле, ты сам можешь быть фронтменом того направления, которым хочешь заниматься. И пусть ты тратишь больше энергии, сил, но ты от этого, кроме денег, получаешь ещё и удовольствие. Ты начинаешь задавать моду. Конечно, это не вопрос одного дня. Нужно время. Но это действительно возможно.

Я ушел в консалтинг. Начал развивать частную практику. А несколько лет назад ко мне обратился товарищ, с которым мы вместе учились в МГЮА имени Кутафина, — Виталий Шемякин. На тот момент он был уже достаточно известным тренером по переговорам и управленческим поединкам, действующим игропрактиком. И ему пришел запрос от бизнеса, что нужна игра по охране труда.

Это была наша первая встреча с ним. И после этого запроса у меня возникла мысль, что на сегодняшний день обучение по охране труда и пожаробезопасности — формально. То есть люди просто ходят и расписываются в журналах и протоколах. В лучшем случае работодатель (чаще всего вынужденно, «для галочки») проводит мини тренинг в форме лекции. Но качественного усвоения материала при этом не происходит.

И вот мы с Виталием начали заниматься проектом по созданию эффективного инструмента обучения людей правилам охраны труда и пожарной безопасности.

Формат теста «да/нет», вознаграждение за правильный ответ и штраф за неправильный — звучит просто, но это порождает азарт

Материал в процессе игры действительно усваивается лучше. Когда человек отвечает неправильно на какую-то карточку, теряет монеты и проигрывает, то он надолго запоминает правильный ответ.

Мы обычно помним только яркие, лучшие моменты своей жизни, или наоборот — печальные. И как раз это обеспечивает эффективность обучения в игровой атмосфере.

Разработка игр как бизнес

Как искать заказчиков

В продаже деловых игр есть своя специфика. Рынок слишком разношерстный. Здесь нужно очень хорошо понимать, к какому клиенту и как вообще подходить.

Основная проблема в том, что в России плохо развита игровая культура.

У меня есть дилер, инженер по охране труда. Он ведёт группу ВКонтакте, где 40 тысяч подписчиков. И по вопросам, которые они задают, видно, что люди вообще не имеют никакого представления о настольных играх. У многих игры ассоциируются с прятками, догонялками, «брось кубики» — чем-то таким из детства.

И в плане отношения потенциальных клиентов к деловой игре вырисовывается странная, противоречивая картина. С одной стороны, у меня есть достаточно продвинутые клиенты — крупные компании, которые позиционируют себя как современные и технологичные. Но лица, принимающие решения в этих компаниях, очень скептически настроены по отношению к играм.

А есть небольшая фирма — «Актив-Безопасность», которая занимается проблемами безопасного вождения. Мы разрабатывали для них игру по осознанному управлению автомобилем. И там взрослые, серьёзные люди, владельцы бизнеса. Они с удовольствием включились в процесс тестирования и играли.

А в одной из больших нефтяных компаний принятие решения заняло вообще две минуты. Люди просто посмотрели один ход и сказали: «Нам всё нравится. Хотим так же, но для нас».

Такой вот контраст. У одних компаний — скепсис и недоверие, другие говорят «нам это не надо», третьи — «давайте посмотрим», четвертые — «уже знаем»… И подход к каждому клиенту действительно получается индивидуальный.

Закономерным результатом бизнес-игры является укрепление корпоративного духа
Укрепление корпоративного духа и повышение мотивации сотрудников — закономерное следствие и своего рода бонус геймификации в бизнесе

Методы продвижения компании по разработке игр

На нашем рынке большую роль играет пиар. Причём пиар не компании, а эксперта.

Эффективно участие в выставках, в профильных, отраслевых мероприятиях. Сейчас индустрия геймификации в нашей стране находится на этапе формирования спроса, когда саму идею деловой игры необходимо популяризовать.

Бесплатный пиар: как попасть в СМИ

Люди очень боятся неклассических методов в бизнесе. Причём они боятся не потому, что думают, что это плохо. А просто для них это некоторая неопределённость: «Я не понимаю, во что я вкладываю деньги».

Нужно показывать на практике, что такое игра, каких результатов она помогает достичь. Словами или на пальцах это пока ещё объяснять очень сложно. Живая демонстрация игры помогает снять барьер непонимания и открывает возможности для последующего диалога.

Если человек хотя бы один раз сыграет в игру и поймёт, как она работает, только тогда он сменит непонимание и скепсис на расположение и доверие.

Геймификация в маркетинге

Конкуренция в сфере геймификации

Отношения между конкурентами — взаимотонизирующие, способствующие росту. Вот была, например, недавно большая конференция, куда меня пригласили как эксперта. А я, в свою очередь, позвал своих знакомых — конкурентов-игропрактиков, экспертов в области охраны труда. Потому что они классные специалисты и просто хорошие люди.

Это нормально в бизнесе, когда люди ищут взаимовыгодного сотрудничества на паритетных началах.

Но бывают моменты и не очень приятные. Например, меня пригласила одна компания для проведения выездного мероприятия. При этом никаких компенсаций предложено не было. Мол, «что вам стоит, вы всё равно там будете». Простота хуже воровства, как говорится.

На мой взгляд, по отношению к конкурентам у предпринимателя может быть два подхода: подход сильного и, так сказать, середняка. Сильные учатся друг у друга, делятся кейсами, методами. Середняк играет в тайны, считая свои знания чем-то уникальным. А эти методы давно уже устарели. Такие люди просто зарабатывают деньги, вещая одно и то же на закрытых мероприятиях из года в год.

Если хочешь находиться на волне, взаимодействие и обмен опытом — необходимость. Конкуренты должны объединяться в коллаборации, обмениваться опытом. Это способствует прогрессу.

Но люди боятся коллабораций, потому что боятся оказаться «связанными», ограниченными в возможностях свободного развития. И второе — когда ты входишь в коллаборацию, нужно равное внесение энергетических затрат. А во многих объединениях выходит так, что кто-то занимает роль прожект-менеджера, а остальные становятся просто наблюдателями.

Если вы к относитесь к своему делу как к хобби, то участие в коллаборации — очень сомнительно с точки зрения управления. Нужно тратить много времени. У нас была попытка объединиться с коллегами. И спустя год из восьми человек осталось двое. А потом и вовсе – один (это я).

Коллаборация — это хорошо, но для краткосрочных проектов. Подготовка конференций, участие в семинарах. А если на длительный срок, то целесообразность объединений для меня под большим вопросом. Я очень скептично к этому отношусь.

Ключевые аспекты бизнеса по разработке игр

Наиболее важным я считаю вопрос проработки стратегии. Причем на два года вперед. Нужно учитывать внешние меняющиеся условия. Если этого не сделать, можно сколько угодно разрабатывать игры, но так и не найти выход на свою аудиторию. Это бизнес, и его нужно грамотно выстраивать.

Как написать бизнес-план самостоятельно — пошаговая инструкция

Нужно думать также об авторских правах. Потому что у нас, прошу прощения, очень много любителей халявы. И придется жить, наверное, по принципу Юрия Антонова, который как только слышал из какого-то радио свою песню, тут же шел в студию и говорил: «А со мной не согласовано!». И имел, в итоге, хорошие авторские отчисления. И получает до сих пор.

Приходится работать абсолютно по полному жизненному циклу продукта PDCA. Мы на выставке безопасности охраны труда в 2018 году исследовали спрос. Год занимались инженеры, разрабатывали игру. На той же выставке в 2019 году мы сделали большую презентацию этой игры. И на ее основе потом уже создавали другие. И так запустился процесс продажи. Стартовали весьма неплохо по той причине, что очень ответственно подошли к изучению спроса и инженерной части разработки.

А сейчас у нас получается история такая. Есть запатентованная игра, и если кто-то хочет развивать на ней знания, — пожалуйста. Пусть к нам обращаются, и мы будем с ними договариваться. То есть такая циклическая бизнес-модель, подразумевающая разработку игры для многократных продаж и получение прибыли.

"Больше золота!" Прибыль — естественный результат правильно выстроенных процессов. И в бизнесе, и в игре
«Надо больше золота!» Прибыль — результат грамотно выстроенных процессов. И в бизнесе, и в игре.

Перспективы развития. Онлайн-игры

Мы начинали с разработки настольных и напольных офлайн-игр. Но Covid-19 способствовал тому, что мы начали заниматься переносом игр в онлайн.

На самом деле, я до сих пор с некоторым скепсисом подхожу к этой идее. Потому что определенным навыкам в области обеспечения безопасности можно качественно обучиться только при личном взаимодействии. И это не только моё мнение, но и мнение многих экспертов в области охраны труда. И действительно, один из наших мини онлайн-проектов оказался не особо живучим. Но мы всё равно работаем, совершенствуем это направление.

Мы живём во времена какого-то лихолетья. Пока что нет точного понимания, что «выстрелит» завтра.

С другой стороны, один мой коллега-игропрактик Алексей делает онлайн-квесты. И говорит, что потребность у людей есть.

Но опять же, если говорить о потребностях, то есть, прежде всего, потребность в живом человеческом общении. Несмотря на возможности современных технологий по организации дистанционного взаимодействия, эта потребность всё равно остаётся всегда актуальной. Спасибо тренерам — столько появилось инструментов! Нужно приложить желание, помноженное на сообразительность и приправить влюбленностью в свое дело.

Алексей Лычко, but-safety.ru

Подпишитесь на нас в Инстаграм