Человек, который стоит во главе организации, — это личность, которая наделена особым типом мышления. Деловые, личностные и профессиональные качества руководителя помогают выстраивать наиболее выгодные пути развития бизнеса, управлять подчиненными и организовывать рабочие процессы. В статье рассмотрим, какими качествами должен обладать хороший руководитель.
Есть три основных группы качеств хорошего руководителя:
- профессиональные,
- деловые,
- личностные.
Под профессиональными качествами руководителя подразумевают опыт и знания, которые человек приобрел в определенной сфере. Если директор далек от внутренних процессов, то шансов на грамотное управление очень мало. Такому человеку будет сложно правильно выстраивать работу.
К категории деловых качеств относятся умения руководетеля делегировать, контролировать, направлять подчиненных, а также способность расположить к себе не только коллег, но и партнеров.
И наконец, личные качества. Эта группа характеризует начальника как человека, его принципы, личные устои.
Не так давно от руководства требовалось только одно: знать предприятие и качественно выполнять поставленные задачи. Но современный рынок диктует свои правила. Чтобы успешно взаимодействовать с другими структурами, одного профессионализма будет недостаточно. А вот если руководитель комбинирует в себе вышеперечисленные качества, то он автоматически становится идеальным начальником как для коллектива, так и для компании в целом.
Для более полного представления подробнее рассмотрим каждую группу качеств.
Деловые качества
Руководитель должен в первую очередь обладать управленческими навыками. Речь идет о «деловой хватке».
Управленец должен уметь проводить объективный анализ информации, принимать решения в сложных ситуациях, быть многозадачным, правильно пользоваться предоставленными ресурсами.
Важно разумно делегировать, распределять обязанности, уметь ставить цели и задачи. Грамотный руководитель одинаково хорошо умеет выстроить диалог с высокопоставленными коллегами, подчиненными и партнерами.
Пожалуй, самое главное, что стоит отметить из деловых качеств, так это умение планировать и организовывать стратегию по развитию вверенного объекта.
В процессе ведения дел могут и будут возникать разнообразные внештатные ситуации. У профессионала всегда сохраняется чистый разум, он полностью контролирует свои эмоции. Все-таки от него ждут быстрой оценки, правильных и объективных решений.
У хорошего начальника всегда правильно расставлены приоритеты, четко поставлены задачи, нет никаких лишних установок, ненужных телодвижений, суеты.
Успех любой организации отчасти зависит и от того, как будет налажен контакт с другими предприятиями, партнерами. Поэтому умение договариваться, не ущемляя своих интересов и интересов компании — важное качество руководителя.
«Неприятно ощущать себя котлетой, которую хотят съесть»
Самое сложное — это отношения с другими людьми. Много ошибок совершается из-за неготовности к отношениям именно в бизнесе. И в первую очередь — с сотрудниками. Неприятно ощущать себя котлетой, которую хотят съесть. Те, кто у тебя работают, не всегда готовы и хотят понимать хоть сотую долю твоих трудностей. Это сложно пережить. Но если решил заниматься бизнесом, то придётся выстраивать отношения с работающими у тебя людьми. Этому нигде и никто не научит, только через пот, кровь и слезы.
Придется смириться с тем, что ты — нехороший. Так как для всех хорошим быть невозможно. В любом случае — станешь жестче.
Лидерские качества руководителя вытекают из его личностных. Ведь именно они формируют ту самую необходимую в делах хватку.
Личностные качества
Одному человеку крайне трудно уследить за всем происходящем, разобраться во множестве вопросов крупной компании. Чтобы облегчить данную задачу, управленцу достаточно собрать продуктивную команду: производственники, менеджеры по продажам, финансисты, кадровики, маркетологи, грамотные юристы. Организовать слаженно их работу — вопрос более сложный.
С личными качествами все просто: надо быть лидером по жизни. Лидер — это человек, который адекватно оценивает, прежде всего, самого себя. Начинать нужно всегда с себя. Невозможно здраво анализировать других, если собственная самооценка завышена или занижена. Именно благодаря самоконтролю и самокритике у руководителя получится выстроить замечательные отношения с подчинёнными.
Хороший директор просто обязан быть амбициозным и целеустремленным. Ведь если человек стремится сам добиться высоких показателей, то и компанию он к этому тоже привести сможет. И команда за таким человеком будет охотно следовать.
Не менее важно быть решительным и настойчивым. Как показывает практика, путь к успеху складывается из нестандартных, на вид абсурдных, иногда рискованных шагов.
Также отличительные качества хорошего руководителя — выдержка, стрессоустойчивость и умение держать себя в руках. Потеря контроля чревата последствиями. Причем не самыми лучшими. К тому же эмоционально нестабильные личности не в состоянии принимать обдуманные решения и рассчитывать последствия.
Директор – это всегда глава коллектива. Коллектив складывается из людей, с которыми необходимо общаться и проявлять уважение. Если подчиненным создадут комфортные условия для работы, будут правильно преподносить критику и относиться с уважением, то они будут показывать лучший результат. Вот она – основа для продуктивной командной работы.
Но при этом всем к коллективу также необходимо быть требовательным. Шеф просто обязан заслужить авторитет. В противном случае, ни о какой дисциплине не может быть и речи.
«Обман руководства — это норма жизни»
Я сейчас могу написать объявление о приёме на работу так, что сразу придёт нужный человек, а раньше одни алкаши приходили. Сколько я их перебрала — это ужас какой-то…
Чтобы собственные сотрудники не обманывали, надо хорошо понимать процессы. Методика хронометража должна быть освоена руководителем лично. Иначе будешь ходить в лапше не только на ушах. Обман руководства — это норма жизни, с этим придется жить каждому, кто решил начать бизнес.
Истинный лидер готов воплощать в жизнь самые смелые идеи, пробовать все новое и необычное. Время не стоит на месте и руководитель должен быть готовым быть гибким. А следом за ним с горящими глазами будет выстраиваться его команда.
Профессиональные качества руководителя
Должность руководителя присутствует в каждой сфере. Из-за этого данная группа качеств весьма специфическая. Но и здесь можно выделить главное:
- образование, компетентность в конкретной сфере, опыт работы,
- кругозор, частичные знания смежных отраслей,
- умение применять теорию на практике, использовать новые стратегии работы,
- стремление к самообразованию и работе над собой,
- умение воспринимать все критически, переосмысливать.
Профессиональные навыки стали заключающими. И это совсем не случайно.
Чтобы стать руководителем предприятия любой сферы, человек должен обладать организационными способностями и быть личностью. Можно найти множество примеров историй, когда управленец из одной сферы деятельности приходил совсем в другую, кардинально отличающуюся. При этом ему не составило труда стать успешным. А все потому, что он анализировал потенциал и ресурсы, оценивал способности своих подопечных и правильно делегировал задачи.
Наличие профессиональных знаний является толчком для развития лидерских качеств, социального и практического интеллекта. Кроме того, необходимо учитывать, что руководителю может потребоваться заменить того или иного сотрудника, «выпавшего» из рабочего процесса, — во всяком случае, на время поиска замены.
«Все процессы необходимо жёстко прописывать»
Работа над качеством каждого заказа требует постоянного внимания. Я думал, что достаточно обратиться к переводчику, и он будет готов все сделать на 100%, а может, и на все 200%.
В реальности все оказалось не так. Получилось, что за каждым звеном нужен глаз да глаз. Все процессы необходимо четко и порой жестко прописывать, и требовать их исполнения. Кто-то подходил к обязанностям спустя рукава. Тогда нужно было делать заказы самому и одновременно искать замену нерадивым сотрудникам.
Кроме того, руководитель должен хорошо разбираться в рабочих, производственных процессах для того, чтобы подбирать действительно профессиональных сотрудников.
«Нужно разобраться в рабочих процессах самому, прежде чем делегировать»
Очень сложно подбирать программистов. Я часто ищу людей под конкретные проекты, и если отношения складываются, если меня устраивает результат их работы, то они остаются.
Так вот если бы я сама не владела той же вёрсткой сайтов, если бы не знала, что действительно возможно сделать, а что невозможно, меня было бы легко обмануть. Много раз встречалась с таким, что человек предварительно оценивает работу, скажем, в 30-50 часов. Хотя я прекрасно знаю, что эту же работу можно выполнить за один рабочий день максимум. Аналогично с подбором специалистов по контекстной рекламе, по семантике, сеошников и др.
Предполагаю, что есть сферы, в которых обмануть руководителя труднее, чем в моей. Но лично для себя я выработала чёткий принцип: прежде чем что-то делегировать, нужно самой досконально разобраться в рабочих процессах.
Несомненно, в каждой сфере есть свои особенности, которые толковый руководитель обязан брать во внимание. Тем не менее на фоне деловых и личностных качеств все остальное становится менее значимым и весомым. В этом и заключается причина, по которой не каждому профессионалу под силу обуздать компанию.