Качества хорошего руководителя: деловые, личностные, профессиональные

Качества хорошего руководителя: деловые, личностные, профессиональные

Человек, который стоит во главе организации, — это личность, которая наделена особым типом мышления. Деловые, личностные и профессиональные качества руководителя помогают выстраивать наиболее выгодные пути развития бизнеса, управлять подчиненными и организовывать рабочие процессы. В статье рассмотрим, какими качествами должен обладать хороший руководитель.

Есть три основных группы качеств хорошего руководителя:

  • профессиональные,
  • деловые,
  • личностные.

Под профессиональными качествами руководителя подразумевают опыт и знания, которые человек приобрел в определенной сфере. Если директор далек от внутренних процессов, то шансов на грамотное управление очень мало. Такому человеку будет сложно правильно выстраивать работу. 

К категории деловых качеств относятся умения руководетеля делегировать, контролировать, направлять подчиненных, а также способность расположить к себе не только коллег, но и партнеров.

И наконец, личные качества. Эта группа характеризует начальника как человека, его принципы, личные устои. 

Не так давно от руководства требовалось только одно: знать предприятие и качественно выполнять поставленные задачи. Но современный рынок диктует свои правила. Чтобы успешно взаимодействовать с другими структурами, одного профессионализма будет недостаточно. А вот если руководитель комбинирует в себе вышеперечисленные качества, то он автоматически становится идеальным начальником как для коллектива, так и для компании в целом.

Для более полного представления подробнее рассмотрим каждую группу качеств.

Деловые качества

Руководитель должен в первую очередь обладать управленческими навыками. Речь идет о «деловой хватке». 

Управленец должен уметь проводить объективный анализ информации, принимать решения в сложных ситуациях, быть многозадачным, правильно пользоваться предоставленными ресурсами.

Как провести анализ рынка для бизнес-плана (на примере школы детского плавания)

Важно разумно делегировать, распределять обязанности, уметь ставить цели и задачи. Грамотный руководитель одинаково хорошо умеет выстроить диалог с высокопоставленными коллегами, подчиненными и партнерами.

Пожалуй, самое главное, что стоит отметить из деловых качеств, так это умение планировать и организовывать стратегию по развитию вверенного объекта. 

Как правильно делать SWOT-анализ бизнеса

В процессе ведения дел могут и будут возникать разнообразные внештатные ситуации. У профессионала всегда сохраняется чистый разум, он полностью контролирует свои эмоции. Все-таки от него ждут быстрой оценки, правильных и объективных решений.

У хорошего начальника всегда правильно расставлены приоритеты, четко поставлены задачи, нет никаких лишних установок, ненужных телодвижений, суеты.

Успех любой организации отчасти зависит и от того, как будет налажен контакт с другими предприятиями, партнерами. Поэтому умение договариваться, не ущемляя своих интересов и интересов компании — важное качество руководителя.

«Неприятно ощущать себя котлетой, которую хотят съесть»

Наталия Сидельцева, дизайнер, руководитель производства фасадного декора dh-facade
Наталия Сидельцева, дизайнер, руководитель производства фасадного декора dh-facade

Самое сложное — это отношения с другими людьми. Много ошибок совершается из-за неготовности к отношениям именно в бизнесе. И в первую очередь — с сотрудниками. Неприятно ощущать себя котлетой, которую хотят съесть. Те, кто у тебя работают, не всегда готовы и хотят понимать хоть сотую долю твоих трудностей. Это сложно пережить. Но если решил заниматься бизнесом, то придётся выстраивать отношения с работающими у тебя людьми. Этому нигде и никто не научит, только через пот, кровь и слезы.

Придется смириться с тем, что ты — нехороший. Так как для всех хорошим быть невозможно. В любом случае — станешь жестче.


Лидерские качества руководителя вытекают из его личностных. Ведь именно они формируют ту самую необходимую в делах хватку.

Личностные качества 

Одному человеку крайне трудно уследить за всем происходящем, разобраться во множестве вопросов крупной компании. Чтобы облегчить данную задачу, управленцу достаточно собрать продуктивную команду: производственники, менеджеры по продажам, финансисты, кадровики, маркетологи, грамотные юристы. Организовать слаженно их работу — вопрос более сложный.

С личными качествами все просто: надо быть лидером по жизни. Лидер — это человек, который адекватно оценивает, прежде всего, самого себя. Начинать нужно всегда с себя. Невозможно здраво анализировать других, если собственная самооценка завышена или занижена. Именно благодаря самоконтролю и самокритике у руководителя получится выстроить замечательные отношения с подчинёнными. 

Хороший директор просто обязан быть амбициозным и целеустремленным. Ведь если человек стремится сам добиться высоких показателей, то и компанию он к этому тоже привести сможет. И команда за таким человеком будет охотно следовать. 

Не менее важно быть решительным и настойчивым. Как показывает практика, путь к успеху складывается из нестандартных, на вид абсурдных, иногда рискованных шагов. 

Также отличительные качества хорошего руководителя — выдержка, стрессоустойчивость и умение держать себя в руках. Потеря контроля чревата последствиями. Причем не самыми лучшими. К тому же эмоционально нестабильные личности не в состоянии принимать обдуманные решения и рассчитывать последствия.

Директор – это всегда глава коллектива. Коллектив складывается из людей, с которыми необходимо общаться и проявлять уважение. Если подчиненным создадут комфортные условия для работы, будут правильно преподносить критику и относиться с уважением, то они будут показывать лучший результат. Вот она – основа для продуктивной командной работы.

Но при этом всем к коллективу также необходимо быть требовательным. Шеф просто обязан заслужить авторитет. В противном случае, ни о какой дисциплине не может быть и речи.

«Обман руководства — это норма жизни»

Наталия Сидельцева, дизайнер, руководитель производства фасадного декора dh-facade
Наталия Сидельцева, дизайнер, руководитель производства фасадного декора dh-facade

Я сейчас могу написать объявление о приёме на работу так, что сразу придёт нужный человек, а раньше одни алкаши приходили. Сколько я их перебрала — это ужас какой-то…

Чтобы собственные сотрудники не обманывали, надо хорошо понимать процессы. Методика хронометража должна быть освоена руководителем лично. Иначе будешь ходить в лапше не только на ушах. Обман руководства — это норма жизни, с этим придется жить каждому, кто решил начать бизнес.


Истинный лидер готов воплощать в жизнь самые смелые идеи, пробовать все новое и необычное. Время не стоит на месте и руководитель должен быть готовым быть гибким. А следом за ним с горящими глазами будет выстраиваться его команда.

Профессиональные качества руководителя

Должность руководителя присутствует в каждой сфере. Из-за этого данная группа качеств весьма специфическая. Но и здесь можно выделить главное:

  • образование, компетентность в конкретной сфере, опыт работы,
  • кругозор, частичные знания смежных отраслей,
  • умение применять теорию на практике, использовать новые стратегии работы,
  • стремление к самообразованию и работе над собой,
  • умение воспринимать все критически, переосмысливать.

Профессиональные навыки стали заключающими. И это совсем не случайно.

Чтобы стать руководителем предприятия любой сферы, человек должен обладать организационными способностями и быть личностью. Можно найти множество примеров историй, когда управленец из одной сферы деятельности приходил совсем в другую, кардинально отличающуюся. При этом ему не составило труда стать успешным. А все потому, что он анализировал потенциал и ресурсы, оценивал способности своих подопечных и правильно делегировал задачи.

Наличие профессиональных знаний является толчком для развития лидерских качеств, социального и практического интеллекта. Кроме того, необходимо учитывать, что руководителю может потребоваться заменить того или иного сотрудника, «выпавшего» из рабочего процесса, — во всяком случае, на время поиска замены.

«Все процессы необходимо жёстко прописывать»

Виталий Дербиков, генеральный директор агентства переводов "Серебряный герб"
Виталий Дербиков, генеральный директор агентства переводов «Серебряный герб»

Работа над качеством каждого заказа требует постоянного внимания. Я думал, что достаточно обратиться к переводчику, и он будет готов все сделать на 100%, а может, и на все 200%.

В реальности все оказалось не так. Получилось, что за каждым звеном нужен глаз да глаз. Все процессы необходимо четко и порой жестко прописывать, и требовать их исполнения. Кто-то подходил к обязанностям спустя рукава. Тогда нужно было делать заказы самому и одновременно искать замену нерадивым сотрудникам.


Мифы о бизнесе: ожидания vs. реальность

Кроме того, руководитель должен хорошо разбираться в рабочих, производственных процессах для того, чтобы подбирать действительно профессиональных сотрудников.

«Нужно разобраться в рабочих процессах самому, прежде чем делегировать»

Виктория Огородник,
маркетолог, руководитель веб-студии

Очень сложно подбирать программистов. Я часто ищу людей под конкретные проекты, и если отношения складываются, если меня устраивает результат их работы, то они остаются.

Так вот если бы я сама не владела той же вёрсткой сайтов, если бы не знала, что действительно возможно сделать, а что невозможно, меня было бы легко обмануть. Много раз встречалась с таким, что человек предварительно оценивает работу, скажем, в 30-50 часов. Хотя я прекрасно знаю, что эту же работу можно выполнить за один рабочий день максимум. Аналогично с подбором специалистов по контекстной рекламе, по семантике, сеошников и др.

Предполагаю, что есть сферы, в которых обмануть руководителя труднее, чем в моей. Но лично для себя я выработала чёткий принцип: прежде чем что-то делегировать, нужно самой досконально разобраться в рабочих процессах.


Несомненно, в каждой сфере есть свои особенности, которые толковый руководитель обязан брать во внимание. Тем не менее на фоне деловых и личностных качеств все остальное становится менее значимым и весомым. В этом и заключается причина, по которой не каждому профессионалу под силу обуздать компанию.

Новости