2020 год ознаменовался пандемией и падением доходов практически во всех сферах. Многие закрылись. Поэтому вопрос, какой открыть бизнес сейчас, чтобы было выгодно, — далеко не самый праздный. «Бизнесолог» перечисляет наиболее прибыльные ниши, но при выборе ориентируйтесь также на актуальную эпидемиологическую и геополитическую ситуацию, учитывайте глобальные социальные и экономические факторы.
При наличии возможности открытия бизнеса встает вопрос о выборе сферы. На сегодняшний день направлений бизнеса в России существует очень много, однако концентрировать внимание и вкладывать средства стоит в сторону достижения прибыли при низких стартовых вложениях.
«Бизнесолог» составил список наиболее выгодных направлений открытия бизнеса. Однако стоит отметить, что успех любого дела зависит от предпринимателя, который им занимается.
Выгодно ли сейчас открывать бизнес?
Угрозы и риски существуют в любое время. В 2014-2015 гг. в РФ был валютный кризис. К 2019 году рынок так и не восстановился (покупательная способность населения в 2019 году была ниже, чем в 2013). И вот 2020 год вообще вынудил многие компании покинуть бизнес-арену.
Но и возможности существуют всегда. Известно немало успешных компаний, чья история началась именно в тяжёлое, кризисное время. Кто-то открывает новый бизнес, чтобы поддержать старый (обеспечить дополнительный финансовый поток), кто-то «хайпует» на социальных катаклизмах, кто-то просто развивает новое направление, в соответствии с меняющимися потребностями людей, а потом это направление остаётся основным.
Опыт предпринимателя
Уже в начале 2008 года все мои планы рухнули. Несколько лет я продолжал дотировать торговую точку на рынке, которая стала убыточной. За эти годы я сменил несколько мест работы, благодаря которым и выживал мой «бизнес».
Помимо торговли на рынке и основной работы, я продолжал ремонтировать стиральные машины. Также разработал и производил тросоходы, которые получились очень успешными и хорошо покупались теми, кто занимался построением сетей интернет и кабельного телевидения по всей Украине.
Во-первых, их производство дало возможность содержать убыточный бизнес по торговле запчастями. У меня была цель — создать лучший интернет магазин запчастей в Украине. А этот этап воспринимался как промежуточный, временный. Я верил, что дальше всё будет отлично.
Перед открытием дела, какую бы нишу вы ни выбрали, необходимо тщательно исследовать рынок, его угрозы и возможности (SWOT-анализ). И только после SWOT-анализа вы сможете определить, является то или иное направление действительно выгодным.
Иными словами, нельзя однозначно ответить на вопрос, выгодно ли открывать бизнес именно сейчас. Но истиной является тот факт, что в любое время можно начать дело, которое станет успешным.
Наиболее выгодные ниши для открытия бизнеса
При поиске ответа на вопрос, какой бизнес выгодно открыть с нуля, следует присмотреться к следующим направлениям:
- розничная торговля
- питание
- оказание юридических услуг
- оказание бытовых услуг
- производство товаров и продуктов первой необходимости
- купля-продажа или сдача в аренду недвижимости
Многие направления не требуют высоких стартовых вложений. Но стоит отметить, что выбрать максимально прибыльную сферу деятельности очень сложно. На доходы от бизнеса сильно влияют местоположение, конкуренция и личные знания предпринимателя в области, которой он занимается.
Выгодные направления бизнеса
Что определяет выгодный бизнес конкретно в вашем случае?
Первым фактором выступает стартовый капитал. Многие новички ограничены финансово, а некоторые готовы вложить баснословные деньги.
Не менее важными аспектами являются сроки окупаемости и прибыль предприятия в процессе работы. Важно, насколько быстро бизнес вернет вложенные в него деньги и какой доход он будет приносить.
Средняя окупаемость для большинства компаний малого бизнеса — 1-2 года при уровне маржинальности 20-30% (с учётом всех расходов).
Допустим, Василий открыл магазин, вложив в бизнес 1 миллион рублей. Это стартовый капитал, который пошёл на закупку оборудования и мебели, товаров, расходных материалов, аренду помещения, рекламу и зарплату персоналу за первые 3 месяца. Следовательно, чтобы окупить вложенный миллион за один год, Василию нужно иметь 83 350 прибыли ежемесячно + иметь возможность покрывать перечисленные выше ежемесячные расходы.
Предположим, ежемесячные расходы составляют 200 тысяч рублей. Таким образом, для окупаемости инвестиций за год Василий должен иметь прибыль 283 350 рублей ежемесячно (не оборот, а именно прибыль).
Чтобы предварительно рассчитать прибыльность и окупаемость бизнеса, составьте подробный бизнес-план.
Какой выгодный бизнес можно открыть — перечень вариантов
В нашем списке бизнес-идей, наиболее выгодных для реализации, не будут рассмотрены такие предприятия как автомастерские, такси, маникюрные салоны, пекарни, кафе и бары. Безусловно, они приносят прибыль, однако в большинстве случаев перебить конкуренцию в таких начинаниях очень сложно. Именно по этой причине внимание заслужили менее распространенные бизнес идеи, реализовать которые будет легче.
1. Интернет-магазин
Розничную торговлю выгодно создавать в сети интернет, в то же время можно организовать услуги доставки. Со стартовым капиталом отлично справляются краудфайдинговые платформы, реклама распространяется по общественным сетям.
Почему интернет-магазин считается выгодным видом бизнеса? В первую очередь, не нужно оплачивать аренду, в отличие от офлайн-торговой точки, и закупать товар заранее (вы вообще можете работать по дропшиппингу).
В то же время необходимо учитывать высокую конкуренцию, если вы хотите продавать товары массового спроса. То есть высокие вложения в продвижение и рекламу.
Также при разработке и ведении интернет-магазина необходимо много внимания уделять техническим деталям. Если вы не готовы погружаться с головой в технические вопросы — рассмотрите другие идеи.
«Я потерял много времени…»
Отсутствие опыта обусловило подход, типичный для начинающего предпринимателя: делать все и сразу. Казалось, что любые проводимые мероприятия по совершенствованию интернет-магазина одинаково влияют на результат и на прибыль бизнеса. И уже сильно позже я узнал, что, к примеру, грамотно заполненный robots.txt и sitemap, отсутствие дублей страниц — намного важнее для проекта, чем размер и цвет кнопки «Купить» или то, какой шрифт мы используем (с засечками или без). В итоге, потерял много времени, и общая эффективность процессов и всего проекта оказалась низкой.
2. Кальянная
Популярность кальянов довольно высока, отчего высок и спрос на заведения с их наличием. Стартовый капитал для открытия кальянной относительно небольшой — около 120 тыс. р., расходные материалы и обслуживание недорогие, а годовой доход составит около 200 тыс. рублей. Таким образом, окупаемость достигается в первый год работы.
3. Юридические услуги
Сравнивать юридические услуги с бытовыми можно. У первых высокая оплата деятельности и нет необходимости в стартовом капитале, у вторых расширенный круг деятельности и низкая стоимость старта. По большей части компании нуждаются в предоставлении консалтинговых, бухгалтерских и аудиторских услуг. Более серьезные направления данного типа услуг, такие, как SaaS, PaaS, IaaS, связаны с информационными технологиями и требуют серьезных вложений средств и усилий.
4. Тату салон
Популярность татуировок не меньше чем у кальянов, необходимый стартовый капитал выше, но и стоимость оказания услуг тоже. Открытие тату-салона по всем правилам, с соблюдением всех санитарных норм обойдется в районе 800 тыс. рублей, которые окупятся в первый год при наличии 20-30 клиентов в месяц. Следует отметить, что в тату-салоны или парикмахерские люди чаще всего идут к конкретным специалистам, поэтому нужно подумать о том, как и чем вы будете привлекать хороших мастеров.
5. Клининговая фирма
Все больше и растет спрос на клининговые услуги. После ремонта или в повседневной жизни люди с высоким уровнем занятости обращаются к данному типу услуг. Стоимость проведения клининговых мероприятий высока, а вот стартовый капитал необходим только для покупки чистящих средств и рекламы. Окупаемость данного бизнеса при наличии от 5 клиентов в месяц достигается в первые 2-3 месяца работы.
6. Веб-услуги
Веб-дизайн и программирование востребованное, актуальное, не затратное, не требующее стартового капитала дело. Однако необходимы определенные и весьма специфические знания. Различные биржи и общественные сети помогут быстро начать.
Если вы не программируете сами и вообще никак не связаны с миром графического дизайна и интернет-маркетинга, потребуется очень тщательно отбирать специалистов, либо учиться самому.
7. Медицинские услуги
Стоматология и фармакология довольно востребованные и высокооплачиваемые услуги. Однако помимо высоких затрат на профессиональное оборудование, данный тип деятельности строго контролируется законом и требует высокого уровня знаний и ответственности.
8. 3D-печать
Стоимость 3D-принтеров упала по сравнению с теми временами, когда они появились, а потребность деталей различной необходимости растет. Покупка оборудования, включая компьютер, составит 300 тыс. р., в то время как доходы составят в среднем 90 тыс. р. в месяц. Таким образом, окупаемость достигается за 2-4 месяца работы.
Для бизнеса, связанного с 3D-печатью, потребуется либо умение работать в соответствующих программах моделирования, либо нанимать дизайнера с соответствующими умениями.
9. Производственный цех
Не только вещи и детали, изготовленные посредством 3D-печати, пользуются спросом. Мастерская, имеющая в наличии минимум один токарный станок по дереву, а тем более металлу, будет востребована в любой точке мира. Стоимость подобных станков высока. Но и возможности открываются широкие: от производства на заказ до серийного производства и продажи изделий. Окупаемость производственного цеха можно достичь за 1-5 месяца, в зависимости от региона. Изучите потребности рынка перед тем, как определиться с производством.
10. Хостел
Съемное жилье будет необходимым, наверное, всегда. Цены на операции с недвижимостью сильно отличаются в зависимости от местоположения, однако доходы и окупаемость также высоки. К примеру, аренда помещения под сдачу койко-места окупается менее чем за год работы при занятости мест на 75%
11. Научное развитие и изобретения
Очень сложный тип деятельности, требующий много сил, знаний и денег. Затраты согласно подобному бизнес-плану сложно просчитать. Оборудование стоит денег, однако и плата за труды сверхвысока. В случае наличия необходимых знаний и готового плана, но при отсутствии финансов можно подать запросы в различные организации на финансирование проекта. Наиболее популярными и востребованными областями являются:
- переносимые, мелкогабаритные гаджеты;
- емкие аккумуляторы;
- альтернативные источники питания;
- робототехника;
- умные материалы;
- мобильные, электронные платежи
- обработка больших данных «Big Data».
12. Покупка франшизы
Стоит также выделить возможность покупки уже готового и развитого бизнеса — франшизы. Это сильно ускорит развитие и нивелирует проблемы, связанные со стартом предприятия. Однако в финансовом плане это более затратный способ, хотя и с этим все обстоит спорно, поскольку сложности развития опираются на местоположение и конкуренцию. По франшизе в России открываются предприятия всех перечисленных сфер деятельности, а сроки окупаемости колеблются от полугода до двух лет.
К подобному способу можно также отнести покупку и установку торговых автоматов (вендингов). В России данный способ довольно актуален, поскольку направление плохо развито, и, соответственно, имеет слабую конкуренцию. Однако сроки окупаемости растягиваются от полутора года до двух лет. Связано это с высокой ценой автоматов, стоимостью их обслуживания и заправки товаром. В общей сложности, для покупки двух автоматов, а именно кофейного и снекового, потребуется 300 тыс. рублей. Столько же понадобится на обслуживание и товар. Средняя прибыль в месяц будет в районе 50 тыс. рублей.
13. Заработок на идеях
Производство оригинальных конфет на дому, футболок с необычным принтом, корпоративных подарочных наборов — здесь может быть что угодно.
Челябинский дизайнер Владислав Новиков-Барковский успешно монетизирует свои идеи, придавая совершенно привычным вещам неожиданные формы или даже вкус.
«Если любой традиционный продукт правильно и грамотно брендировать, он станет брендом»
Моя «философия» изобретательства – в том, чтобы посмотреть на привычный предмет под другим углом. Например, аксиома «параллельные прямые не пересекаются» – со школьных лет принята как неопровержимое высказывание. А я пытаюсь доказать обратное: думаю, как же они могут пересечься. Если посмотреть под другим углом, то две параллельные прямые сойдутся в одной точке… на линии горизонта. Да, они будут по-прежнему на том же расстоянии друг от друга, но для меня как наблюдателя это неважно. И вот таких примеров к каждой идее я набрасываю с пару десятков. Этот принцип распространяю на все.
Лично меня очень увлекает процесс создания новой, интересной концепции. Если я найду хорошего покупателя для запущенного и работающего бизнеса – продам с удовольствием и… приступлю к чему-то новому.
Этот и другие кейсы практикующих предпринимателей читайте в разделе «Кейсы». Вдохновляйтесь и открывайте свой выгодный бизнес!