Казалось бы, изобрести нечто новое уже невозможно и все уже придумано. Но это не так. Дизайнер Владислав Новиков-Барковский – генератор идей из Челябинска, который умеет не только придумывать неожиданно новую концепцию для привычных вещей, но и успешно монетизировать свои идеи.

Владислав Новиков-Барковский — дизайнер из Челябинска, предприниматель, обладатель нескольких патентов.
Как говорит о себе сам Владислав, его деятельность — это создавать миры. Настоящую славу дизайнеру принесли «Самые русские конфеты» в виде пельменей с водочной начинкой. Сегодня оригинальный десерт занимает первое место в списке сувениров, которые стоит везти из Челябинска.
Способность придумывать новое привела меня в дизайн. Но сейчас постепенно отхожу от профессии: рисовать хорошо умеют многие, а вот придумывать вещи – единицы. На этом «придумывании» я и сконцентрировал свою деятельность. Изобретаю все: от банального дизайна и корпоративных логотипов до действительно нестандартных вещей.
Сладкие «пельмени» с «сюрпризом»: как возникла идея
Сладкие «пельмени» – конфеты ручной работы из белого шоколада с алкогольной начинкой в форме привычных нам пельменей – проект, которым сейчас занимаюсь вплотную. На мой взгляд, у идеи огромный потенциал, который может «выстрелить» на рынке, если начать производство в промышленном масштабе.

О проекте широко узнали пару лет назад, когда еженедельник «Профиль» написал небольшую статью обо мне. Со мной связались из «Ассошиэйтед Пресс» и «Комсомольской правды». Интервью вышли незадолго до Нового года, и поток заказов резко увеличился.
Идея появилась среди прочих, когда я выполнял заказ для одной кондитерской фабрики. Тогда «пельмешки» с алкогольной начинкой признали неперспективными. Но после сдачи заказа подумал: а почему бы нет? Идея новая, ничего подобного до сих пор не было. Как оказалось, новизна – это скорее препятствие, чем преимущество.
Технология реализации идеи и патент
Сначала я обратился на две кондитерские фабрики, затем к частным шоколатье. Но они самоустранились, обозначив технологические проблемы. Сложностей не побоялся единственный человек, Сергей Тимофеев – владелец кафе «Марьяж». Партнером по бизнесу он не стал, но охотно помог с решением проблем в технологии изготовления. Это была удача: обычно шоколатье не делятся секретами рецептуры.
Решить нужно было несколько задач. Во-первых, изделие должно легко извлекаться из пластиковых или поликарбонатных форм. Во-вторых, я не знал, как заполнить шоколад жидкой начинкой. Ответ, как оказалось, уже придуман: либо использовать крахмал для начинки, либо в сахарную «капсулу», которая потом растает, залить жидкость. В-третьих, какой должна быть форма продукта. Поиск формы оказался самым сложной задачей, но в конце концов я сам ее «добил» и запатентовал.

Кстати, оформить патент на оригинальную идею несложно. Главное – найти хорошего поверенного. Всего у меня четыре патента. Могло быть и больше, но не вижу смысла патентовать то, что вряд ли придумают или целенаправленно своруют.
Справка «Бизнесолога»
Что касается пищевого производства, то патентом могут быть защищены состав продукта (рецептура), технология производства продукта, «конструкция» (если продукт имеет новую конфигурацию, тогда он патентуется как «устройство»), дизайн продукта или упаковки.

Особенности продвижения продукта на рынке
Я много лет работаю в рекламе. Потенциал этого сувенира огромный. Лучше всего, на мой взгляд, «самые русские конфеты» будут продаваться в аэропортах. Мое главное опасение – непомерный ценник, который отпугнет покупателей. Сам при ценообразовании я отталкиваюсь от стоимости конфет ручной работы профессиональных шоколатье. Мои «пельмени» немного дешевле.
Все частные кондитеры, к которым я обращался, отказались от проекта. Но человек я настырный, и технологию изготовления освоил самостоятельно. В планах – открыть цех, получить сертификат, нанять кондитеров и найти партнеров по рознице. Конечно, рассматриваю Москву как главный рынок сбыта. Я пользуюсь в основном сырьем из Чехова, поэтому рассматриваю этот город Подмосковья для открытия производства.
Если говорить про юридическую сторону, то пока я выполняю индивидуальные заказы как физическое лицо, можно не оформлять сертификат на изготовление пищевой продукции. Разумеется, когда бизнес выйдет на уровень производства, с цехами и штатом кондитеров, оформим все как положено, в том числе сертификат на работу с алкоголем.

Как рекламщик я понимаю: впоследствии могут возникнуть проблемы с маркетингом. Есть №38-ФЗ «О рекламе», который жестко ограничивает рекламу алкоголя и спиртосодержащей продукции. Конечно, моими «пельменями» напиться невозможно: если съесть их нереальное количество, скорее заработаешь сахарный диабет или «посадишь» поджелудочную, но только не напьешься. Однако требования закона соблюдать необходимо.
Дизайном упаковки занимался, разумеется, я: незачем платить кому-то деньги за то, что хорошо можешь сделать сам.

Главная трудность на настоящий момент – это то, что я один. Если бы нашелся партнер, специалист по алкоголю, было бы гораздо проще. Наш алкоголь сам бог велел «упаковывать» в сувенир и с бешеным успехом продавать: русский бренди, русский коньяк и т.д. Но интересных проектов, к сожалению, единицы.
Сейчас потихоньку раскручиваю конфетный бизнес, хочу сделать серьезный бренд. Поэтому принципиально не участвую в местечковых мероприятиях вроде ярмарок с изделиями ручной работы.
Справка «Бизнесолога»
Есть несколько способов рекламировать алкоголь и спиртосодержащие продукты легально:
- Продактплейсмент: начиная от роликов Youtube-блогеров и мобильных игр и заканчивая большим кино.
Важно! ФАС не проверяет YouTube. Внимания службы удостаиваются только ресурсы, размещённые в трёх доменных зонах: .ru, .su и .рф. На все остальные сайты действие закона «О рекламе» не распространяется.
- PR: совсем не обязательно рекламировать сам продукт. Можно рассказывать о компании и производстве в СМИ, или сделать что-то вроде «велкопоповицкого козла» (известная PR-акция чешского производителя пива получила масштабное освещение в СМИ и у блогеров в 2014 году).
- Социальные сети: №38-ФЗ «О рекламе» не ограничивает производителя или продавца в ведении групп и страниц в социальных сетях (то есть вы можете свободно привлекать подписчиков и писать о своей продукции у себя на странице). Между тем, таргетированная реклама в социальных сетях подчиняется действию этого закона.
Следует также знать, что, согласно разъяснениям ФАС, рекламой не является:
- информация справочного и аналитического характера,
- результаты выдачи поисковых систем,
- информация, размещаемая на сайте производителя / продавца (за исключением явного нарушения посредством позиционирования продукта как лучшего в своём классе).
Другие идеи и проекты
На моём сайте redrichman.ru можно найти примеры работ. Главным образом, нестандартные вещи. «Рядовыми» проектами, разумеется, тоже занимаюсь, но в портфолио выкладываю то, чего больше нигде нет.
Например, в 2009 году я нарисовал «лунные деньги» – лунары, несколько полноценных купюр Лунной республики. Это оказался небольшой, но коммерчески успешный проект. Необычные «деньги» охотно скупали коллекционеры, а позднее права за приличную сумму у меня выкупили китайцы. Я понял, что «денежная» тематика – идея удачная. Позднее разработал дизайн серии монет и купюр «Время — деньги» номиналом в минуту, час, день, неделю и т.д., «адские» деньги, хоккейные, футбольные. Особенно китайцам запали «секс-деньги».


Был проект «Мачо из Сочи». Этот дизайн стал неофициальным логотипом Сочи. Вот такой сувенир предлагали увезти с собой туристам в память об отпуске и в подарок. Это также запатентованная вещь, продукт успешно продается до сих пор. Скорей всего, продам эту идею: не с руки заниматься продвижением бренда в Сочи, живя в Челябинске.

Недавно открыл для себя «Русский дзен». Это необычный проект, в котором русский сувенир, в традиционном, «туристическом» понимании, а не корпоративном, рассматривается под новым углом.
Все началось с футболки, а точнее, со стишка: «Российскому японский дух взамен? / Нет! С нашей суматохой, / У нас есть свой, российский дзен, /Это когда всё [опущено ред.]!» Долго вынашивал идею – и, наконец, реализовал вот в таком концепте. Такие сувениры очень популярны.

Еще одна моя гордость – «теория синей изоленты».

Мое глубокое убеждение: если любой традиционный продукт правильно и грамотно брендировать, он станет брендом.
Наверное, я уже перерос внутренне свою студию: просто рисовать за деньги, даже очень хорошие, не так интересно. Хочу попробовать себя с другой стороны «баррикад» – как заказчик. Или устроиться креативным директором в крупную компанию.
Откуда берутся идеи? Как придумывать новое
Идеи приходят в голову разными способами: по наитию, «осколки» прошлых проектов, в результате осмысления задачи.
Раньше я думал, что у меня это работает на уровне интуиции. Но недавно начал читать книгу Г.С. Альтшуллера про концепцию ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. И тогда я понял, что методика у меня, оказывается, есть, но я этого не осознавал. По правде говоря, принципиально нового пока ничего для себя не открыл, но это отличная теоретическая систематизация моего личного опыта.
Моя «философия» изобретательства – в том, чтобы посмотреть на привычный предмет под другим углом. Например, аксиома «параллельные прямые не пересекаются» – со школьных лет принята как неопровержимое высказывание. А я пытаюсь доказать обратное: думаю, как же они могут пересечься. Если посмотреть под другим углом, то две параллельные прямые сойдутся в одной точке… на линии горизонта. Да, они будут по-прежнему на том же расстоянии друг от друга, но для меня как наблюдателя это неважно. И вот таких примеров к каждой идее я набрасываю с пару десятков. Этот принцип распространяю на все.
Лично меня очень увлекает процесс создания новой, интересной концепции. Если я найду хорошего покупателя для запущенного и работающего бизнеса – продам с удовольствием и… приступлю к чему-то новому.
«Удивительное рядом… просто в этот момент вы смотрите в другую сторону…»
Владислав Новиков-Барковский
