Вы создали сайт и ждёте наплыва посетителей.Но проходит месяц, два, три, а их всё нет. Или есть, но совсем не в том объёме, который вы ожидали. Самое время вникать в тонкости SEO-продвижения сайта.
SEO (Search Engine Optimization, дословно «поисковая оптимизация») – комплекс мер продвижения сайта на верхние позиции естественной выдачи поисковых систем. Естественная выдача начинается после позиций, занятых обычно контекстной рекламой:
Ошибочно считать бесплатным трафик, полученный из естественной выдачи, в результате SEO-продвижения. Расходы на SEO могут составлять существенную часть затрат на маркетинг в целом. Однако стоимость привлечения одного лида может быть существенно ниже лида с контекстной рекламы. Но и коэффициент конверсии (отношение количества заявок и общего числа посетителей сайта) будет ниже.
Принципы ранжирования сайтов поисковыми системами
Современные поисковые системы учитывают сотни параметров, по которым определяют последовательность расположения сайтов на странице результатов. При этом никто и никогда не скажет, какой фактор обладает большим весом, а какой меньшим. Сотрудники поисковых систем, как правило, ограничиваются только общим перечнем рекомендаций по улучшению сайтов. SEO-специалисты обычно выясняют закономерности ранжирования экспериментальным путём.
Среди наиболее важных параметров, влияющих на позиции сайта в поиске, обычно выделяют:
- Релевантность, уникальность, регулярность обновлений и объём контента (тексты, изображения, видео)
- Соответствие стандартам вёрстки
- Скорость загрузки страниц
- Соблюдение определённых принципов разметки страницы (заголовок, ключевые слова, описание, общая структура)
- Удобный интерфейс сайта
- Корректное отображение сайта на различных устройствах (мобильная версия или адаптивный сайт)
- Количество и качество ссылок на сайт с других интернет-ресурсов
И др.
Следует учитывать, что современные поисковые системы подстраиваются под индивидуальные интересы каждого конкретного пользователя. Поэтому результаты выдачи на двух разных компьютерах, в разных браузерах, с разных устройств могут различаться. Также учитываются география поиска. То есть по одному запросу у пользователей из разных городов выдача будет разная.
SEO – это не то, что можно выполнить один раз и забыть. Алгоритмы ранжирования поисковых систем постоянно меняются.
Например, ещё пару лет назад большое значение имели внешние ссылки. Сегодня этот фактор потерял своё определяющее значение и основной акцент теперь делается на внутренней оптимизации. Причём стандарты разметки страниц тоже могут меняться.
Даже если сегодня ваш сайт в топ-10, через неделю он может откатиться на несколько страниц назад.
Нужно ли вам SEO?
SEO-продвижение целесообразно использовать для раскрутки многостраничных сайтов с более или менее устойчивым коммерческим предложением. Лендинги SEO не подлежат.
SEO-оптимизация не рассчитана на моментальный эффект. Первые результаты можно увидеть только через 2 – 3 месяца после начала мероприятий. А на окупаемость расходов по SEO можно выйти, как правило, не ранее чем через год.
Как спрогнозировать эффект от SEO конкретно для вашего бизнеса
Допустим, ваша компания занимается продажей дверных ручек по всей территории РФ. Вы планируете продвигать ваш сайт по запросу «дверные ручки». Идёте в сервис Яндекс.Вордстат и смотрите, сколько раз в месяц запрашивают фразу «дверные ручки».
Всего 155102 запроса. Для прогноза заходов на сайт по этому запросу, при условии его нахождения в топе, ориентируйтесь на конверсию 1%. Это 1551 посетитель в месяц. Средняя конверсия для интернет-магазина строительной тематики – тоже примерно 1%. Эту информацию можно найти в интернете, поискав аналитические статьи и обзоры по конкретным рынкам. Получается около 15 продаж в месяц. При среднем чеке, например, в 1000 рублей и при прибыли с каждой продажи в 50% получаем 500 х 15 = 7500 рублей прибыли ежемесячно с нахождения этого запроса в топ-10.
Стоимость и сроки продвижения сайта по конкретному запросу лучше всего узнавать точечно. Запросите коммерческие предложения агентств или частных SEO-специалистов. В результате анализа может получиться так, что вам вообще нецелесообразно продвигать сайт по ряду запросов. Тогда лучше направить основной бюджет на контекстную рекламу или рекламу в социальных сетях. Особенно это касается высококонкурентных рынков, если вы только выходите в интернет со своим предложением.
Основные этапы SEO-продвижения сайта
1. Анализ рынка
Необходимо провести аудит сайтов конкурентов и зафиксировать их основные параметры. Обратите внимание на особенности структуры, разметки. Насколько часто обновляется контент, какого он объёма. Проверьте количество ссылок с внешних сайтов. Поищите, есть ли у ваших конкурентов группы в социальных сетях.
Также нужен анализ спроса (состав и частота поисковых запросов, их гео- и сезонная зависимость).
Параллельно можно провести опросы среди представителей целевой аудитории. Насколько посетителям удобно пользоваться тем или иным сайтом. Опросы помогут выявить основные слабые и сильные стороны сайтов конкурентов и вашего сайта.
2. Технический аудит существующего сайта
Подключите сайт к системам веб-аналитики (Яндекс.Метрика, Яндекс.Вебмастер, Google Analytics, Google Search Console).
Проанализируйте текущие позиции сайта по интересующим вас запросам, источники трафика.
Проверьте сайт на технические ошибки: соответствие стандартам вёрстки, отсутствие ошибок скриптов, скорость загрузки посадочных страниц.
3. Разработка или обновление семантического ядра
Это важнейший этап SEO-оптимизации. Вы собираете все возможные ключевые фразы, по которым хотите видеть свой сайт в поиске. Отсеиваете нерелевантные, группируете фразы в кластеры. И на основе полученных результатов разрабатываете с нуля или переопределяете существующую структуру сайта.
4. Разработка структуры сайта, планирование перелинковки между разделами и страницами
На этом этапе определяется, какие запросы будут составлять разделы сайта. Какие-то фразы следует поместить в фильтры каталога товаров, какие-то оставить для продвижения в блоге компании.
5. Создание и размещение контента
По каждой посадочной странице пишется техническое задание, на основе аудита конкурентных страниц в поисковой выдаче. Техническое задание содержит объём требуемого текста и его структуру, требования к разметке, перечень ключевых запросов.
Фотографии перед размещением на странице нужно сжимать по весу.
6. Внутренняя перелинковка
В текстах на ваших сайтах необходимо вставлять ссылки на другие страницы вашего же сайта. При этом с текстов на посадочных страницах каталогов ссылки нежелательны. Вам невыгодно уводить посетителей с продающей страницы.
7. Внешние ссылки на сайт
В 2020 году не рекомендуется использовать сервисы покупки ссылок. Лучше всего обеспечить их естественный прирост. Донорами в этом случае могут быть:
- Сайты партнеров
- Сайты поставщиков, дистрибьюторов, региональных представителей
- Личные блоги
- Картографические сервисы
- Любые репосты информации с сайта как ссылка на первоисточник
- Упоминания в новостных лентах
- Пиар-акции и как их следствие вирусные упоминания
- Сайты-агрегаторы, каталоги
8. Продвижение в социальных сетях (SMM)
Создание тематических групп и профиля компании, видеоканала. Во-первых, это повышает узнаваемость вашего сайта. Во-вторых, обеспечивает прирост трафика из социальных сетей.
В процессе SEO-продвижения необходимо регулярно отслеживать новости на предмет появления новых алгоритмов ранжирования. Периодический аудит сайтов конкурентов поможет вовремя добавлять на сайт новый функционал, способствующий улучшению поведенческих факторов. Отслеживайте данные о посещениях вашего сайта и производимых на нём действиях пользователей. Обязательно подпишитесь в соцсетях на группы, посвящённые SEO и интернет-маркетингу. Не пропускайте новые инструменты интернет-продвижения.