Безопасность в магазине: противокражное оборудование и другие средства защиты

Безопасность в магазине: противокражное оборудование и другие средства защиты

Преступления, связанные с хищением ценностей и товаров являются серьезной проблемой и риском для бизнеса. Как обеспечить безопасность в магазине: начиная от минимизации рисков ограбления и заканчивая способами предотвращения краж товаров посетителями и сотрудниками магазина, — рассказывает Михаил Фомин, инженер технических средств охраны и безопасности крупной охранной организации. 

Согласно результатам исследования Axis и некоммерческого партнерства представителей розничных сетей, процент кражи в магазинах (включая внутренние хищения) составляет 66,2% от всех потерь в ритейле (остальные потери приходятся на административные ошибки (26,1%) и мошенничество поставщиков — 7,6%.

Chart by Visualizer

При этом, несмотря на постоянное совершенствование технологий защиты, в 2020 «ковидном» году рост краж в магазинах вырос: в отдельных случаях — на 25%.

Убытки от хищений и краж магазин несет не только от посетителей (шоплифтеров), но также и от неблагонадежных сотрудников. Не говоря уже о профессиональных взломщиках и маргиналах. Поэтому очень важно обеспечить должный контроль за торговой и складской зоной. С этим может справиться только комплексная система безопасности.

Шоплифтер

— человек, регулярно ворующий еду и вещи в магазинах

Риски потерь необходимо учитывать при составлении бизнес-плана магазина, а ниже — рассказываем о том, как предотвратить кражи в магазине: организация охраны и противокражные системы.

Магазин одежды с нуля: бизнес-план с расчетами
Михаил Фомин, инженер технических средств охраны и безопасности крупной охранной организации

Михаил Фомин, инженер технических средств охраны и безопасности крупной охранной организации ***


Содержание:

Обеспечение безопасности магазина охранными организациями

Для защиты имущества многие предприниматели заключают договоры с охранными организациями (ЧОП, ФГУП «Охрана», Росгвардия). Как правило, такие договоры обязывают заказчика осуществить определенные мероприятия, направленные на регистрацию проникновения злоумышленника на охраняемую территорию. В случае если мероприятия были выполнены должным образом, а задержать вора не удалось, охранная организация несет материальную ответственность.

Как не сложно догадаться, охранные организации отнюдь не горят желанием выплачивать компенсацию в случае совершения кражи и пытаются найти любой законный повод, чтобы ее не выплачивать. Именно поэтому лучше предотвратить преступление, чем разбираться с его последствиями. 

Основная масса преступлений совершается не профессиональными преступниками, а маргиналами, не имеющими ни подготовки, ни навыков взлома, ни инструментов, сложнее фомки. 

Наиболее распространенный сценарий – взлом непрочной входной двери при помощи грубой силы и кража первых попавшихся ценностей из прикассовой зоны (у наиболее беспечных – кража никак не закрепленного ящика для денег). По времени такой сценарий занимает меньше минуты.

Более редкий, но тоже достаточно распространенный сценарий – проникновение через выбитое или открытое окно первого этажа. 

Львиную долю краж можно предотвратить, мало-мальски укрепив окна и двери. Для этого вовсе не нужно оснащать магазин неприступной металлической дверью с самым высоким классом защиты. Двери должны быть такими, чтобы задержать злоумышленника на время, необходимое для прибытия группы задержания по сигналу «тревога» (около 5 минут). 

Оптимальный вариант – организация тамбура, в котором внутренняя дверь укреплена лучше, чем внешняя (например, за счет второго замка).

Укрепленностью окон тоже не следует пренебрегать. Для того чтобы затруднить проникновение через окна, следует использовать специальную защитную пленку, прикрепляемую с внутренней стороны. Ее наличие увеличит время, необходимое для разбиения стекла и, скорее всего, задержит преступника до прибытия группы задержания. 

Окна, выходящие на тыльную сторону зданий, особенно окна кладовых и складов, крайне желательно усиливать металлическими решётками.

Помимо укрепления окон и дверей, не менее важно оснастить магазин техническими средствами охраны (системы видеонаблюдения, охранной, тревожной сигнализации и т.д.).

Разработка системы безопасности магазина

Не существует универсального решения системы безопасности, которое подходило бы каждому магазину или торговому центру. Разработка системы безопасности всегда индивидуальна.

Перед тем как разработать систему безопасности магазина, необходимо определить задачи, которые будут перед ней стоять. 

Система безопасности может включать в себя различные подсистемы.

  • система видеонаблюдения;
  • противокражная система;
  • охранная сигнализация;
  • система пожарной безопасности;
  • система контроля кассовых операций;
  • система мониторинга посетителей;
  • система защиты премиального товара;
  • СКУД;
  • система оповещения по громкой связи.

Чтобы ознакомиться с более подробным описанием каждой подсистемы — нажмите кнопку «Читать подробнее»:

Читать подробнее

Подсистемы системы безопасности магазина

Система видеонаблюдения магазина

Включает в себя оборудование, предназначенное для непрерывного ведения видеоконтроля в торговом зале, кассовой зоне, в подсобных помещениях, коридорах и складах, а также обработки и хранения данных. 

Камеры системы видеонаблюдения стоит выбирать, исходя из типовых задач: для наблюдения за операциями кассира понадобятся камеры с высоким разрешением, для наблюдения за происходящим в торговой зоне достаточно простых однонаправленных аналоговых камер.

Противокражная система

Сюда относятся противокражные датчики и антенны, устанавливаемые на выходе из торгового зала. Если посетитель украл товар, то при выходе из магазина антенна уловит сигнал от датчика, и активируется сирена. На кассе магазина устанавливаются деактиваторы, с помощью которых датчики снимаются с приобретенного товара.

Охранная сигнализация

Это технические средства, предназначенные для оповещения пункта охраны о несанкционированном доступе в помещение магазина в нерабочее время. Сюда относятся датчики разбития стекла, а также датчики движения.

Система пожарной безопасности

Сюда входит целый комплекс оборудования, главной задачей которого является быстрое обнаружение возгорания и его ликвидация с помощью средств пожаротушения. Датчики дыма и огня, а также система дымоудаления и пожаротушения.

Контроль операций кассира

Осуществляется с помощью программно-аппаратных средств контроля ведения кассовых операций. С его помощью фиксируются все действия кассира и посетителей, передающих деньги.

Мониторинг посетителей

Анализ потока посетителей с целью мониторинга посещаемости — для этого используется специальное оборудование и программное обеспечение. Полезно для различных маркетинговых исследований.

Защита дорогого товара

Для защиты дорогостоящего товара в магазинах используется специальное противокражное оборудование, включающее в себя помпы-датчики, защищающие премиум-товары, выставленные в открытом доступе.

СКУД

Совокупность считывателей, замков на управлении, а также контроллеров и шлагбаумов, защищающих объект от несанкционированного доступа.

Система оповещения магазина

В нее входит различное звуковое оборудование, включающее в себя микрофоны и громкоговорители, позволяющие быстро оповестить посетителей о пожаре или другой непредвиденной ситуации.

Пример охранной системы в магазине

Рассмотрим общий принцип оснащения магазина средствами охраны на примере ювелирного магазина.

Безопасность ювелирного магазина. Размещение охранного оборудования

Пример обеспечения безопасности ювелирного магазина
Пример обеспечения безопасности ювелирного магазина

Двери тамбура (1) оборудованы магнитоконтактными извещателями, которые реагируют на открывание двери. Поскольку двери остекленные, в тамбуре установлен датчик, который реагирует на звук разбиваемого стекла, если вдруг преступник захочет не вскрыть дверь, а выбить стекло. 

Торговый зал (2) оборудован двумя комбинированными извещателями, которые реагируют как на разрушение стекла, так и на перемещение злоумышленника по залу. Поскольку одно из окон зала открывается, оно также оборудовано магнитоконтактным извещателем.

Аналогичным образом оборудовано и подсобное помещение (3): датчики зарегистрируют открывание двери или окна, разрушение окна, а также перемещение человека по комнате.

В сейфовой комнате (4), установлен не только датчик, регистрирующий открывание двери, но и датчик, который сработает в случае попытки разрушения стены снаружи. 

Датчик на разрушение стены — вибрационный. Он будет реагировать на сверление, удары кувалдой и т.д. То есть всё, что вызывает вибрацию. Чисто теоретически можно резать стену лазером. Но лазер, плавящий кирпич, стоит безумно дорого и не может быть подключен к обычной электрической сети. Затраты на такое будут в разы выше, чем выручка от ограбления.

На первый взгляд, может показаться, что перечисленные меры безопасности явно избыточные и датчики дублируют друг друга. На самом деле, нет. Объекты торговли ценными изделиями (ювелирные магазины, ломбарды и т.д.) могут становиться мишенями именно профессиональных преступников, которые в курсе, как работают датчики, где их обычно ставят, и как их обходить.

Известны случаи, как обчищали сейфовые комнаты, ломая ночью стену из соседнего помещения, так как знали, что вибрационные датчики отсутствуют. В этом случае факт проникновения обнаруживался только утром. Существуют очень ловкие воры субтильного телосложения, способные проникать по вентиляции, пользуясь тем, что в вентиляции отсутствуют решетки и датчики, регистрирующие проникновение человека. Бывали также эпизоды, когда «подделывали» сигнал устаревшего передающего устройства об отсутствии тревоги, в то время как проникновение шло полным ходом.

Противокражное оборудование для магазина

Если разобраться со внешними угрозами поможет ЧОП или госструктуры, то предотвращение краж посетителями и сотрудниками в рабочее время — задача исключительно предпринимателя.

В первую очередь, устанавливается система видеонаблюдения. При монтаже видеонаблюдения позаботьтесь о выявлении «слепых» зон и организации их видимости. Используйте специальные зеркала, расширяющие угол обзора.

Безопасность в магазине: размещение зеркал, расширяющих угол обзора
Безопасность в магазине: размещение зеркал, расширяющих угол обзора

Следующий способ предотвращения краж в магазине — противокражные ворота, срабатывающие на вынос товаров с закреплёнными на них метками. На сегодняшний день существует три типа противокражных систем: электромагнитные, акустомагнитные и радиочастотные (в том числе RFID). 

Для защиты товаров на стеллажах используются системы крепления с датчиками. Например, для электроники.

Противокражные датчики для защиты электроники. Фото с сайта antivor.ru
Противокражные датчики для защиты электроники. Фото с сайта antivor.ru

С продуктами питания и малогабаритными товарами — сложнее. Можно использовать те же самые рамки в магазине от краж, и наклеивать на товары специальные этикетки — смарт-антенны:

Безопасность в магазине: смарт-этикетки

Либо помещать догостоящие, но мелкие товары в объёмные пластиковые контейнеры, на которые уже будут клеиться метки.

Защита от кражи в магазине одежды, обуви, а также в гипермаркете обычно организуется с использованием акустомагнитных и радиочастотных систем. Они чувствительнее электромагнитных и реагируют на гибкие метки-наклейки и на жёсткие съёмные пломбы, которые клеят на алкоголь, банки с красной икрой и т.д.

Можно ли обмануть противокражный датчик или рамку?

Не существует противокражных систем, которые нельзя обмануть. Шоплифтеры щедро делятся «лайфкахами» на специальных форумах, соревнуясь в удали и хитрости. И честному предпринимателю тоже нужно быть в курсе используемых ими приёмов.

Самые распространённые способы пронести товар мимо рамки – магниты и деактиваторы меток (точно такие же, какие используются на кассах), фольгированные сумки (бустер-бэги). 

Магниты чаще всего используются неодимовые — из жёстких дисков, в то время как в хороших антикражных системах стоят самариевые. У рядового шоплифтера нет денег на приобретение таких магнитов. 

Кроме того, сработает магнит или нет, зависит от типа меток. Например, акустоматическсие и RFID метки магнитами на деактивируются. 

Фольгированные сумки (бустер-бэги) экранируют электромагнитное поле метки, и она не срабатывает на рамке. Распознать такую сумку сложно, но возможно. Во-первых, чтобы метка не сработала, слоёв фольги должно быть много, и такая сумка обычно тяжелее обычной. Во-вторых, опытный охранник легко заметит подозрительное поведение владельца бустер-бэга. Ведь перед тем, как пронести сумку через антикражные ворота, ему нужно незаметно положить туда товар, не попав при этом в объективы камер.

Намного сложнее обстоят дела с предотвращением краж в продуктовых магазинах самообслуживания, крупных супермаркетах. Но людей выдают глаза, жесты, язык тела. Так что здесь поможет видеонаблюдение с широким углом обзора и внимательные охранники.

Действия сотрудников магазина при краже довольно ограничены. Охранник магазина имеет право задержать подозреваемого до прибытия полиции (в том числе применить физическую силу). А вот осматривать содержимое сумки и карманов уполномочены только полицейские — в присутствии понятых.

Предупреждение рисков, связанных с хищением товаров. Выводы

Главная задача владельца бизнеса – грамотно оценить экономические риски, связанные с безопасностью, и, исходя из этих рисков, обеспечить необходимый уровень инженерной и технической защиты материальных ценностей.

Экономически нецелесообразно превращать ларёк на автобусной остановке в неприступную крепость, но не менее нецелесообразно открыто пренебрегать безопасностью помещения, содержащего дорогостоящие товары. 

Вор всегда будет воровать, и единственное, что вы можете сделать, – это чтобы он, визуально оценив защиту вашего магазина, решил, что овчинка не стоит выделки, и отказался от преступного замысла. Даже не очень смекалистому преступнику понятно, что если висит табличка «охраняется полицией», или хотя бы «ведётся видеонаблюдение» или «работает сигнализация», то лучше не лезть.

Также можно использовать экономические методы минимизации рисков. Так, определённый процент потерь закладывается в стоимость товара (обычно 5% от цены). И получается, что частично потери магазина от краж оплачивают честные покупатели. Таким образом, магазины остаются в плюсе.

Новости