Цели по SMART — это не только про бизнес. Это про жизнь и осознанность. Про то, как в ежедневной суете выбирать главное: работа, семья, спорт, книги и т.д. Как остаться на «гребне волны» не попирая собственные интересы и здоровье. Освойте методику SMART с Бизнесологом: изучите примеры постановки целей в разных сферах жизни с подробным разбором.
Содержание:
Надо знать, что вы хотите и что готовы для этого сделать.
Звучит просто.
На деле постановка ежегодных целей — чуть ли не самое мучительное для менеджеров: «Эти встречи отвлекают от работы», «Это советское крючкотворство», «Американские методы не победят русский менталитет», «Я пишу задачи для галочки» — людям не нравится тратить силы на разбор полетов.
- Всегда приятнее бежать.
- Создавать иллюзию деятельности и прятаться от ответственности за слова и поступки.
- Каждый день исполнять чужие желания и расстраиваться, не получив результат.
- Винить в неудачах правительство, жену, ипотеку, но только не себя.
В йоге есть понятие «заземление» — осознанная активность, жизнь в моменте «здесь и сейчас». Это способ ухода от страха завтрашнего дня. Спокойный ум видит больше возможностей. Человек начинает понимать себя. Он освобождается от стресса, легче справляется с нагрузками.
Частный вариант заземления — определение цели. Важность, нужность, сроки — всё для того, чтобы она стала ощутима. Как будто вы её уже достигли. Чёткая цель — гарант психологического комфорта, здоровья и уверенности в себе. Мы не знаем, как повернется жизнь. Но мы точно знаем, что будем делать.
Что такое постановка целей по СМАРТ
SMART — аббревиатура с английского языка. Под каждой буквой «прячется» важная характеристика. Критерии, которым должна соответствовать SMART-цель:
- Specific – «конкретная». Чего именно вы хотите достичь?
- Measurable – «измеримая». Как будете оценивать результат? Задайте чёткие (лучше числовые) параметры.
- Attainable – «достижимая». Что нужно для выполнения? Важно ставить хоть и амбициозные, но выполнимые задачи. Барышня с хрупкой конституцией вряд ли станет борцом сумо, а кофейня в спальном районе райцентра вряд ли достигнет оборотов ресторана в центре Москвы.
- Relevant – «значимая». Почему это важно? Определитесь, зачем вам это нужно.
- Time-bound – «ограниченная во времени». Когда вы хотите достичь цели? Определите четкие сроки.
Усовершенствованная версия — модель SMARTER. Она предлагает проверять и корректировать цели на пути ним. К набору SMART добавляют два пункта.
- Evaluated – «оцениваемая». Периодически проверяйте, насколько вы продвинулись к достижению цели.
- Reviewed – «гибкая». Не идите напролом. Корректируйте цели в соответствии с реалиями.
Основные принципы применения техники SMART-цели
В начале 2020 года ВЦИОМ представил данные о том, как люди выполняют новогодние обещания. 57% россиян вообще ничего не обещают. Из тех, кто сумел сформулировать свои цели, каждый четвертый потом отказался от них. Не сильно хотели или неправильно загадали, — об этом респондентов не спросили.
Планировать нужно уметь.
- Осознанно подойдите к определению целей. Оцените текущее состояние дел. Проанализируйте внутренние ресурсы и внешние факторы. Используйте методы SWOT-анализа.
- Записывайте. Если вы не зафиксировали цель, ее не существует.
- Кратко и четко формулируйте свои желания. Не объединяйте несколько целей в одну. Каждая задача — отдельный самостоятельный процесс.
- Представляйте результат. Психологи рекомендуют обозначать цель так, как будто вы её уже достигли. Используйте формы прошедшего времени («настроил», «сделал», «получил», «продажи выросли»). Это мотивирует двигаться.
- Разделяйте. Большие цели разбивайте на мелкие составляющие. Так проще контролировать процесс и оценивать результат.
- Будьте последовательны. Ваши цели, если их несколько, не должны друг другу противоречить.
- Хорошо работает визуализация целей. Мысленно представьте свое желание. Или нарисуйте. Или сделайте коллаж (да-да, это работает; но визуализировать — это не всё, что нужно для достижения цели). Рассмотрите самые мелкие его детали.
- Просите обратную связь у своего окружения. Не обижайтесь на конструктивную критику. Взгляд со стороны поможет вам быстрее двигаться к цели.
Как правильно ставить SMART-цели: примеры
Методику SMART можно применять в любой сфере вашей жизни.
Пример постановки личной цели
Девушка мечтает стать дизайнером одежды, решила пойти на курсы.
Неправильная цель: стать дизайнером одежды, шить платья на заказ, участвовать в показах.
Правильная цель: сменить работу. Освоить профессию дизайнера одежды. В течение года превратить ее из хобби в постоянный заработок и получать не менее 50 тыс. руб. Через 2 года принять участие в конкурсе Мода-Весна г. Красноярск.
Проверяем:
Specific – «конкретная» | Решили, что хотим: стать дизайнером. |
Measurable – «измеримая» | Определили конкретный уровень заработка. |
Attainable – «достижимая» | На специальных курсах учат шить «с нуля». |
Relevant – «значимая» | Для девушки важно сменить работу и реализовать себя в творчестве. |
Time-bound – «ограниченная во времени» | Первый год — новая профессия должна приносить не менее 50 тыс. руб. Второй год — принимать участие в конкурсе. Как только девушка окажется на этом этапе, цель можно скорректировать, усложнить и двигаться дальше — выходить на общероссийский конкурсы моды. |
Постановка цели в бухучёте
По итогам аудита руководитель отдела финансов должен навести порядок в учетных системах компании.
Неправильная цель: сверить фактические остатки склада с программой. Разницу списать.
Правильная цель: устранить замечания аудита. Привести в соответствие фактические материалы на складе с учетной системой. До 1 августа провести инвентаризацию склада. До 1 сентября сверить фактические данные с учетной системой (счета 62**,63**). По итогам расхождений получить объяснительные с начальника склада.
Проверяем:
Specific – «конкретная» | Решили, что хотим: навести порядок в учёте. |
Measurable – «измеримая» | По итогам работы складские остатки должны быть равны тем, что числятся в бухгалтерии. |
Attainable – «достижимая» | Начальник отдела обладает необходимыми техническими навыками и знает бухучет. |
Relevant – «значимая» | Важно исправить замечания по итогам аудиторской проверки. |
Time-bound – «ограниченная во времени» | Указали конкретные сроки каждого шага. |
Пример цели по оптимизации бюджета
Неправильная цель: снизить ежемесячные расходы отдела маркетинга, чтобы оптимизировать бюджет.
Правильная цель: к 1 июня снизить текущие расходы отдела маркетинга на 10% от прошлого года. Оптимизацию проводить за счет расходов на материалы, рекламу ГСМ. Статьи расходов — зарплата, командировочные не принимать в расчет.
Проверяем:
Specific – «конкретная» | Понимаем, что хотим: снизить расходы на маркетинг. |
Measurable – «измеримая» | 10% от прошлого года. |
Attainable – «достижимая» | Начальник отдела обладает необходимыми техническими навыками и знает бухучет. |
Relevant – «значимая» | Разумная оптимизация и контроль расходов помогают повысить эффективность работы. |
Time-bound – «ограниченная во времени» | Конкретная дата — до 1 июня. |
Цели по SMART в маркетинге
Неправильная цель: увеличить прибыль компании в два раза.
Правильная цель: увеличить количество обращений в компанию (лидов) на 50% за полгода посредством проработки УТП, оптимизации контекстной рекламы, подключения рекламы в социальных сетях и проработки посадочной страницы.
Проверяем:
Specific – «конкретная» | Определили, что хотим увеличить количество обращений в компанию. |
Measurable – «измеримая» | 50% от текущих показателей. |
Attainable – «достижимая» | По результатам проведённого исследования рынка, конкурентов и SWOT-анализа, оценили, что ёмкость рынка, характеристики предлагаемого продукта и возможности компании позволяют достичь цели (а вот 200% достичь было бы невозможно). |
Relevant – «значимая» | Достижение большего количества обращений в компанию позволит повысить оборот и, следовательно, прибыль компании, укрепить позиции компании на рынке. |
Time-bound – «ограниченная во времени» | Конкретный срок реализации — полгода. |
Можете ли вы работать в режиме SMART?
Работа по методике SMART-целей подходит не всем. Есть целая категория «счастливчиков», которые привыкли полагаться на интуицию, действуют спонтанно и при этом выигрывают. Они получают удовольствие от процесса, ждут вдохновения, оттягивают решения на последний день. Они не зацикливаются на результате и никогда не станут подсчитывать упущенную выгоду. Такие люди верят: то, что получилось, и есть лучший результат. Воспользуйтесь нашей памяткой. Хотя бы одну вашу мечту превратите в SMART-цель, чтобы точно знать подходит ли вам эта методика.