SMART цели: для чего нужны, как освоить, пример

SMART цели: для чего нужны, как освоить, пример

Цели по SMART — это не только про бизнес. Это про жизнь и осознанность. Про то, как в ежедневной суете выбирать главное: работа, семья, спорт, книги и т.д. Как остаться на «гребне волны» не попирая собственные интересы и здоровье. Освойте методику SMART с Бизнесологом: изучите примеры постановки целей в разных сферах жизни с подробным разбором.

Содержание:

Вы должны уже сегодня относиться к себе как к человеку, добившемуся успеха.

Американский предприниматель Джим Рон

Надо знать, что вы хотите и что готовы для этого сделать. 

Звучит просто. 

На деле постановка ежегодных целей — чуть ли не самое мучительное для менеджеров: «Эти встречи отвлекают от работы», «Это советское крючкотворство», «Американские методы не победят русский менталитет», «Я пишу задачи для галочки» — людям не нравится тратить силы на разбор полетов.

  • Всегда приятнее бежать. 
  • Создавать иллюзию деятельности и прятаться от ответственности за слова и поступки.
  • Каждый день исполнять чужие желания и расстраиваться, не получив результат. 
  • Винить в неудачах правительство, жену, ипотеку, но только не себя.

В йоге есть понятие «заземление» — осознанная активность, жизнь в моменте «здесь и сейчас». Это способ ухода от страха завтрашнего дня. Спокойный ум видит больше возможностей. Человек начинает понимать себя. Он освобождается от стресса, легче справляется с нагрузками. 

Частный вариант заземления — определение цели. Важность, нужность, сроки — всё для того, чтобы она стала ощутима. Как будто вы её уже достигли. Чёткая цель — гарант психологического комфорта, здоровья и уверенности в себе. Мы не знаем, как повернется жизнь. Но мы точно знаем, что будем делать

Что такое постановка целей по СМАРТ

SMART — аббревиатура с английского языка. Под каждой буквой «прячется» важная характеристика. Критерии, которым должна соответствовать SMART-цель:

  • Specific – «конкретная». Чего именно вы хотите достичь?
  • Measurable – «измеримая». Как будете оценивать результат? Задайте чёткие (лучше числовые) параметры.
  • Attainable – «достижимая». Что нужно для выполнения? Важно ставить хоть и амбициозные, но выполнимые задачи. Барышня с хрупкой конституцией вряд ли станет борцом сумо, а кофейня в спальном районе райцентра вряд ли достигнет оборотов ресторана в центре Москвы.
  • Relevant – «значимая». Почему это важно? Определитесь, зачем вам это нужно. 
  • Time-bound – «ограниченная во времени». Когда вы хотите достичь цели? Определите четкие сроки. 

Усовершенствованная версия — модель SMARTER. Она предлагает проверять и корректировать цели на пути ним. К набору SMART добавляют два пункта.

  • Evaluated – «оцениваемая». Периодически проверяйте, насколько вы продвинулись к достижению цели.
  • Reviewed – «гибкая». Не идите напролом. Корректируйте цели в соответствии с реалиями.

Основные принципы применения техники SMART-цели

В начале 2020 года ВЦИОМ представил данные о том, как люди выполняют новогодние обещания. 57% россиян вообще ничего не обещают. Из тех, кто сумел сформулировать свои цели, каждый четвертый потом отказался от них. Не сильно хотели или неправильно загадали, — об этом респондентов не спросили. 

Планировать нужно уметь.

  1. Осознанно подойдите к определению целей. Оцените текущее состояние дел. Проанализируйте внутренние ресурсы и внешние факторы. Используйте методы SWOT-анализа.
  2. Записывайте. Если вы не зафиксировали цель, ее не существует.
  3. Кратко и четко формулируйте свои желания. Не объединяйте несколько целей в одну. Каждая задача — отдельный самостоятельный процесс.
  4. Представляйте результат. Психологи рекомендуют обозначать цель так, как будто вы её уже достигли. Используйте формы прошедшего времени («настроил», «сделал», «получил», «продажи выросли»). Это мотивирует двигаться.
  5. Разделяйте. Большие цели разбивайте на мелкие составляющие. Так проще контролировать процесс и оценивать результат.
  6. Будьте последовательны. Ваши цели, если их несколько, не должны друг другу противоречить.
  7. Хорошо работает визуализация целей. Мысленно представьте свое желание. Или нарисуйте. Или сделайте коллаж (да-да, это работает; но визуализировать — это не всё, что нужно для достижения цели). Рассмотрите самые мелкие его детали.
  8. Просите обратную связь у своего окружения. Не обижайтесь на конструктивную критику. Взгляд со стороны поможет вам быстрее двигаться к цели. 

Как правильно ставить SMART-цели: примеры

Методику SMART можно применять в любой сфере вашей жизни.

Пример постановки личной цели

Девушка мечтает стать дизайнером одежды, решила пойти на курсы.

Неправильная цель: стать дизайнером одежды, шить платья на заказ, участвовать в показах.

Правильная цель: сменить работу. Освоить профессию дизайнера одежды. В течение года превратить ее из хобби в постоянный заработок и получать не менее 50 тыс. руб. Через 2 года принять участие в конкурсе Мода-Весна г. Красноярск.

Проверяем:

Specific – «конкретная»Решили, что хотим: стать дизайнером.
Measurable – «измеримая»Определили конкретный уровень заработка.
Attainable – «достижимая»На специальных курсах учат шить «с нуля».
Relevant – «значимая»Для девушки важно сменить работу и реализовать себя в творчестве.
Time-bound – «ограниченная во времени»Первый год — новая профессия должна приносить не менее 50 тыс. руб.
Второй год — принимать участие в конкурсе.
Как только девушка окажется на этом этапе, цель можно скорректировать, усложнить и двигаться дальше — выходить на общероссийский конкурсы моды.
Кейс YANCHEVSKAYA: производство нижнего белья как бизнес

Постановка цели в бухучёте

По итогам аудита руководитель отдела финансов должен навести порядок в учетных системах компании.

Неправильная цель: сверить фактические остатки склада с программой. Разницу списать.

Правильная цель: устранить замечания аудита. Привести в соответствие фактические материалы на складе с учетной системой. До 1 августа провести инвентаризацию склада. До 1 сентября сверить фактические данные с учетной системой (счета 62**,63**). По итогам расхождений получить объяснительные с начальника склада.

Проверяем:

Specific – «конкретная»Решили, что хотим: навести порядок в учёте.
Measurable – «измеримая»По итогам работы складские остатки должны быть равны тем, что числятся в бухгалтерии.
Attainable – «достижимая»Начальник отдела обладает необходимыми техническими навыками и знает бухучет.
Relevant – «значимая»Важно исправить замечания по итогам аудиторской проверки.
Time-bound – «ограниченная во времени»Указали конкретные сроки каждого шага.
Как составить финансовый план для бизнес-плана — подробная инструкция

Пример цели по оптимизации бюджета

Неправильная цель: снизить ежемесячные расходы отдела маркетинга, чтобы оптимизировать бюджет.

Правильная цель: к 1 июня снизить текущие расходы отдела маркетинга на 10% от прошлого года. Оптимизацию проводить за счет расходов на материалы, рекламу ГСМ. Статьи расходов — зарплата, командировочные не принимать в расчет. 

Проверяем:

Specific – «конкретная»Понимаем, что хотим: снизить расходы на маркетинг.
Measurable – «измеримая»10% от прошлого года.
Attainable – «достижимая»Начальник отдела обладает необходимыми техническими навыками и знает бухучет.
Relevant – «значимая»Разумная оптимизация и контроль расходов помогают повысить эффективность работы.
Time-bound – «ограниченная во времени»Конкретная дата — до 1 июня.

Цели по SMART в маркетинге

Неправильная цель: увеличить прибыль компании в два раза.

Правильная цель: увеличить количество обращений в компанию (лидов) на 50% за полгода посредством проработки УТП, оптимизации контекстной рекламы, подключения рекламы в социальных сетях и проработки посадочной страницы.

Проверяем:

Specific – «конкретная»Определили, что хотим увеличить количество обращений в компанию.
Measurable – «измеримая»50% от текущих показателей.
Attainable – «достижимая»По результатам проведённого исследования рынка, конкурентов и SWOT-анализа, оценили, что ёмкость рынка, характеристики предлагаемого продукта и возможности компании позволяют достичь цели (а вот 200% достичь было бы невозможно).
Relevant – «значимая»Достижение большего количества обращений в компанию позволит повысить оборот и, следовательно, прибыль компании, укрепить позиции компании на рынке.
Time-bound – «ограниченная во времени»Конкретный срок реализации — полгода.
Как провести анализ конкурентов: пошаговая инструкция

Можете ли вы работать в режиме SMART?

Работа по методике SMART-целей подходит не всем. Есть целая категория «счастливчиков», которые привыкли полагаться на интуицию, действуют спонтанно и при этом выигрывают. Они получают удовольствие от процесса, ждут вдохновения, оттягивают решения на последний день. Они не зацикливаются на результате и никогда не станут подсчитывать упущенную выгоду. Такие люди верят: то, что получилось, и есть лучший результат. Воспользуйтесь нашей памяткой. Хотя бы одну вашу мечту превратите в SMART-цель, чтобы точно знать подходит ли вам эта методика.

Новости