Эпатаж в качестве инструмента продвижения

Любопытство человеческое не имеет разумных пределов. Человек всегда тянется ко всему странному, яркому, необычным явлениям и образам. Даже, если это ему не нужно. Или – вредно. Или даже немного страшно.

Зацепить внимание, удивить, шокировать — и клиент уже тянется к вам, ему интересны ваши идеи и ваш бизнес. Грамотный, психологически профессиональный подход к явлению эпатажа откроет перед каждым возможности привлечь новых клиентов сделать ь их своими единомышленниками.

Эпатаж (от фр. «e’pater») — тщательно спланированное, неординарное, самовольное нарушение норм общественного или делового поведения за рамками общепринятых условностей или традиций, которое ставит своей целью привлечь внимания к товару или услуге, и попытка внушить восприятие товара как нового и уверенно превосходящего конкурентов.

Эпатаж появится только тогда, когда в обществе наличествуют некие запреты, табу, нормы, правила, и чем их больше, тем больше простора для эпатажных выходок. И темы для эпатирования обычно предлагает само общество: секс, смерть, правила приличия, каноны поведения, традиции стиля. Разнообразие эпатажа проявляется в периоды навязываемой массовой культуры в качестве вариантов ухода от нее: на сцене и подиуме, в кино и в СМИ, в политике и в обычной жизни.

Особенности эпатажа как PR-инструмента

Контраст привычному: на фона постоянных, привычных норм эпатаж вызывает переворот в общественном мнении своей точно рассчитанной дерзостью.

Одноразовое использование: сила эпатажа заключается в адресности выходки и правильном подборе целевой аудитории, ведь использование во второй раз обычно к скандалу, и нужный эффект не достигается.

Демонстративность (или публичность): эпатажное поведение обычно происходит в местах, где есть возможность заснять выходку на видео и впоследствии активно ротируется в СМИ или в местах скопления целевой тусовки.

Дороговизна и шик: произвести фурор и стремительно исчезнуть, но заставить потребителя страдать, обсуждать, делать выводы, стараться соответствовать, вести нужный образ жизни.

Игровой элемент: обязателен актер и внимательный зритель. Предлагается принять правила игры, установленные эпатирующим субъектом.

Недоступность для всех: некая исключительная монополия на возможность шокирующего поведения.

Несоответствие времени или его опережение: правильная вещь в совершенно неправильном месте, посыл к настоящему и будущему, но не в прошлое.

Шоковый эффект или эффект неожиданности: нужно, чтобы скорость эпатаж была отличной от той, которая характерна его окружению.

Длительность эффекта и чувство меры: эпатажа много не бывает, и его эффект держится удивительно долго.

Эпатаж – активный способ заявить не только о себе, но и о бизнесе, о своей оригинальности, выпендриться, так сказать. Это, конечно, не самоцель, но пользу такого поведения грех не использовать.

Нужно точно просчитать психологию людей, которые должны быть подвергнуты вашему психологическому удару. Четко выбранная аудитория, промежуток времени и правильная корреляция с вашими целями позволит просчитать результаты действия планируемой выходки, учесть его влияние на ваш имидж.

Использовать эпатаж нужно осторожно и не слишком часто, как не стоит злоупотреблять полезными лекарствами. Лишь некоторые яркие личности, выбрав подобный инструмент как «личную марку» для себя или для своей компании могут удержать себя на качественном уровне. Но даже один удачный эпизод позволит вам если не попасть в историю, то как минимум обратить внимание на себя и своё предложение на рынке.