Три четверти нелегального рынка приходится на интернет-торговлю табачной продукцией, говорится в исследовании компании Group-IB.
Под рынком подразумевается любая никотиносодержащая продукция, в том числе стики для электронных сигарет, смеси для вейпов и кальянов.
В денежном выражении объём теневых продаж оценивается в 0,5 млрд рублей. Бюджет недополучил 1,1 млрд в виде отчислений и НДС.
Выяснилось, что легальную продукцию продают всего 12% исследованных сайтов и пабликов (84 из 700). Их можно привлечь только за незаконную интернет-торговлю. Остальные 88% продавцов реализуют контрафакт, то есть незаконную продукцию незаконным способом.
Напомним, табачная продукция относится к товарам, которые нельзя продавать дистанционно.
Согласно данным исследования, продавцы на черном рынке изобретательны: один владелец в среднем имеет по три сайта-зеркала. По другим каналам торговля идет так же бойко: зафиксировано 100 каналов в мессенджерах и больше 300 групп в соцсетях общей аудиторией в более чем 0,5 млн человек.
Мнение Бизнесолога
За последние годы на рынке сигарет резко выросло количество контрафакта. Это прежде всего связано с подорожанием «настоящей» табачной продукции из-за введения маркировки, акцизов и минимальной цены.
Стоимость одной пачки в интернете – 44 рубля. Для сравнения: минимально установленная цена за пачку сигарет в России – 108 рублей (действует с 1 апреля 2021 года). То есть одна официальная пачка стоит столько же, сколько три контрафактных. Подобные группы в соцсетях и мессенджерах привлекают соответствующую неразборчивую публику, «прошаренную» и, как правило, несовершеннолетнюю. Убытки табачных компаний ещё предстоит подсчитать. Сейчас это вообще наименее защищённая отрасль бизнеса: государство настроено на снижение числа курильщиков, продавцы контрафакта отбирают львиную долю прибыли. Им остается надеяться только на такие исследования и работу правоохранительных органов, которые отлавливают «чёрных» продавцов.
Читайте также: Как открыть кальянную с нуля: бизнес-план 2021