По данным консалтинговой компании IFORS Research, пандемия не уменьшает желания россиян открывать собственный бизнес.
Соответствующие выводы были получены в результате анализа опросов, проводимых в три этапа: февраль-июнь 2020 и апрель 2021. В ближайший год реализовать планы по открытию своего бизнеса изъявили желание 13% респондентов. Что примечательно: показатели оставались неизменными на каждом этапе опроса. Всего в исследовании приняли участие 1600 человек трудоспособного возраста — жителей разных субъектов страны.
Мнение Бизнесолога
Как показывает практика, в кризисы некоторые предприниматели действительно «выстреливают».
Разберем на примере общепита.
Известен случай, когда семейная пара, владельцы двух небольших столовы при колледже и автобазех в Санкт-Петербурге, быстро переориентировались на доставку готовой еды на несколько дней и резко взвинтили обороты. Доставка в пандемию принесла им больше, чем работа в «мирном» режиме. Сделали симпатичную группу в «ВКонтакте», провозглашающую семейные ценности, и «человечностью» выделились из толпы безликих доставок. Предприниматели ходили на местное радио, рассказывали о своих ноу-хау в бизнес-изданиях. Упаковали и продают франшизу. Это удачный пример. Именно этим предпринимателям для взлета кризис был «необходим».
Многие из тех, кто мечтает открыть бизнес и развиться в кризис, могут быть подвержены влиянию именно историй успеха. Они уверены, что тоже так смогут. Вот только за каждой подобной историей успеха о «мгновенной» перестройке – сомнения, сутки бессонных ночей, настройка рекламы в авральном режиме, помощь родственников… и владелец бизнеса, который и помогает на кухне, и сам развозит еду, и принимает заказы, пока настраивается CRM.
В то же время, например, в Казани закрылось 9% заведений общепита. Ограничения в Татарстане были одними из самых жестких по стране. Но для нас они так и остались девятью процентами.
Здесь работает «теория разбившихся летчиков». То есть мы говорим о каких-то исключительных случаях. Истории тех, кто «упал», не на виду.