Продавцы, собирающие избыточные персональные данные с клиентов, могут получить штраф.
Об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин в рамках своей вступительной речи перед заседанием Госдумы. Ее расшифровка опубликована на сайте Правительства России. Он отметил, что инициатива разрабатывается по поручению президента.
«Людям зачастую приходится указывать избыточные персональные данные, даже когда по закону это не требуется. <…> Теперь за подобное нарушение потребительских прав предпринимателей будут штрафовать».
Персональными данными в этом случае могут выступать номера телефонов, адреса электронной почты, данные водительского удостоверения и ряд других сведений, которые не требуются по закону для оформления покупки.
Мнение Бизнесолога
Вокруг персональных данных последние пару лет очень много шума. Похоже, что правительство уверенно взялось за безопасность и неприкосновенность личной жизни граждан.
Однако непонятно, почему бизнесу нельзя собирать избыточные данные, а государственным учреждениям — можно. И кто будет решать, какие данные избыточны, а какие — нет. Напомним, что под персональными данными подразумевается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу» (Приказ Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94).
В частности, например, в детских библиотеках требуют фотографировать детей для получения абонемента (при том, что фактически абонемент выдаётся бессрочно). Некоторые родители видят в этом угрозу безопасности их детей и негодуют. Вопрос, какую именно угрозу несёт хранение фотографии ребёнка где бы то ни было, — в данном случае вторичен. Но очевидно, что для функционирования библиотеки эти данные действительно избыточны.
Что касается бизнеса, то те или иные данные о клиентах чаще всего собираются с целью более эффективного продвижения товаров и услуг. Взаимодействие продавца и покупателя, к сожалению, не ограничивается моментом свершения покупки. Это только последний этап воронки продаж, до которого ещё нужно дойти. И без соответствующих исследований целевой аудитории (и анализа иных «персональных данных», соответственно) это может быть очень затруднительно.
«Под разными предлогами у граждан собирают номера телефонов, адреса электронной почты, данные водительских удостоверений и другие персональные сведения», — отмечает Мишустин. Со сбором номеров водительских удостоверений встречаться не приходилось. А вот те самые размытые «разные предлоги» часто играют большую роль для бизнеса, исследующего потребности своей целевой аудитории для того, чтобы предлагать те товары и услуги, на которые будет больший спрос. Например, это могут сведения о семейном положении и наличии детей, о состоянии здоровья, об интересах и увлечениях, предпочтениях. Причём собираются они, как правило, в добровольном порядке, например, при опросах и анкетировании. И, разумеется, хранятся и обрабатываются. Если подобные данные наверху сочтут «избыточными» и за их сбор будут штрафовать, бизнес попросту не сможет делать полноценно использовать современные инструменты маркетинга.
На этом фоне как минимум странно выглядит инициатива обязать бизнес передавать личные данные клиентов государству.