Вы придумали печенье оригинальной формы, пиццу с необычными ингредиентами или создали соус по уникальному рецепту? Пользуется спросом? Патентуйте. Позаботьтесь о защите ваших идей. «Бизнесолог» рассказывает, что для этого нужно сделать.
В Российской Федерации значительная часть изобретений приходится на пищевую промышленность. Количество зарегистрированных патентов в этой сфере продолжает расти, несмотря на сложную ситуацию в экономике.
Чаще всего оформляются патенты на новые виды мясных или молочных продуктов, кондитерских изделий, соусов, напитков.
Что защищает патент
Патентом можно защитить:
- Состав блюда или продукта
В данном случае охраняемым объектом является рецептура — информация о количественном и качественном ингредиентном составе.
- Технологию производства
Патентуется способ приготовления (последовательность ряда операций).
- «Конструкцию» готового продукта
Новая конфигурация продукта получает правовую охрану как полезная модель.
- Дизайн
Художественно-конструкторское решение, формирующее оригинальный и новый внешний вид продукта или упаковки, может быть зарегистрировано в качестве промышленного образца.
Опыт предпринимателя
Оформить патент на оригинальную идею несложно. Главное – найти хорошего поверенного. Всего у меня четыре патента. Могло быть и больше, но не вижу смысла патентовать то, что вряд ли придумают или целенаправленно своруют.
Требования к объекту патентования
Патент выдается только на объект, отвечающий трем критериям:
- уникальность технологии (она не используется нигде в мире);
- изобретательский уровень (оригинальность, неочевидность способа приготовления);
- потенциал применения в промышленности (массовом производстве), востребованность населением.
Особенности патентования пищевых продуктов
Патент является документом, предоставляющим владельцу изобретения монопольное право распоряжаться его интеллектуальной собственностью. Он защищает новое изделие или способ осуществления действия, применение которого обеспечивает получение определенного технического результата.
В сфере производства продуктов питания считается, что такой результат достигнут, если удалось улучшить органолептические или качественные показатели. Для определения органолептических показателей блюда или продукта (внешнего вида, консистенции, текстуры, запаха, вкуса, привкуса) требуется дегустация. Качественные показатели (кислотность, щелочность, твердость, вязкость, доля сахара или соли) определяются только с помощью технических средств.
Оформление заявки на патент
В патентной заявке должно быть указано, какой технический результат позволяет получить изобретение, и предоставлено объективное подтверждение. От этого зависит патентоспособность изобретения. Например, можно привести результаты измерения качественных показателей, сопоставимых с такими же показателями аналогов. Для подтверждения технического результата, улучшающего органолептические свойства, необходимо предъявить результат оценки, которая проводилась дегустаторами.
Заявка также должна содержать формулу изобретения (состав, способ изготовления и особенности технологического процесса). Результаты патентных споров, всё чаще возникающих в последние годы, зависят от точности и подробности информации, которая указана в патентной заявке.
1,5-2 года
длится экспертиза, оценивающая патентоспособность изобретения
В РФ вопросами интеллектуальной собственности занимается Роспатент, однако заявки принимает Федеральный институт промышленной собственности. Документы проходят две экспертизы. Во время формальной специалисты ФИПС проверяют правильность заполнения заявки и полноту предоставленной информации. Экспертиза по существу, длящаяся 1,5-2 года, оценивает патентоспособность изобретения. Для этого используются не только базы запатентованных объектов России и ряда зарубежных стран, но и решения, публиковавшиеся в книгах, газетах, журналах и интернет-изданиях. После принятия решения о регистрации объекта информация об этом в течение двух недель вносится в соответствующий госреестр, а заявитель получает патент.
Что даёт патент обладателю прав
Исключительное право на использование промышленного образца действует от 5 до 25 лет, полезной модели — 10 лет, изобретения — 20 лет. В этот период производитель может:
- монопольно пользоваться объектом интеллектуальной собственности;
- продать патент как франшизу или по лицензии;
- требовать роялти или взыскивать компенсацию с тех, кто пытается копировать продукт.
Чтобы патент оставался в силе, правообладатель должен ежегодно оплачивать государственную пошлину, иначе его действие прекращается досрочно.
О защите рецептуры. Комментарий юриста
— Что касается рецептов, тут есть важный нюанс: на рецепты как таковые не распространяются авторские права. Можно, например, защитить от копирования кулинарную книгу как форму выражения, но нельзя защитить её содержание, т.е. сами рецепты.
Рецепты обычно защищают как ноу-хау. То есть устанавливают в компании режим коммерческой тайны и в соответствии с ним хранят секрет рецепта. Например, так охраняют соус KFC, рецепт кока-колы и пр. Но ноу-хау работает, пока секрет остаётся в тайне. Как только произойдёт утечка информации, режим правовой охраны прекратится.
«Бизнесолог»: То есть если изготавливать и продавать напиток по рецепту кока-колы, и назвать его, допустим, мока-мола, это не будет нарушением прав?
— Если вы не получите при этом рецепт незаконно, то не нарушите. Закон допускает существование нескольких одинаковых ноу-хау. Оба будут подлежать охране, пока о них никто не узнает. Вы ведь даже сами не будете знать, что у вас одинаковые рецепты. А вот если информация о рецепте станет общедоступной, то и правовая охрана прекратится.
А вот если вы изготовите продукт, каким-то образом «украв» рецепт, то тогда уже возникнут серьёзные проблемы.