Годовой оборот предприятия: что это такое и как его рассчитать

Годовой оборот предприятия: что это такое и как его рассчитать

Под терминами «товарооборот», «валовый доход» или «оборот компании» принято понимать размер денежных средств, полученных компанией от продажи товаров. Они являются ключевыми в бухгалтерском учете. Экономисты отводят им роль «основных характеристик доходности деятельности компании». В статье рассмотрим, как получить данные о годовых оборотах организации и как его следует оценивать для разработки стратегии развития.

Новости бизнеса и подборка кейсов — в вашей почте:

Виды показателя

Определение «оборот компании» часто путают с понятием «выручка». В этом случае не происходит подмены понятий. Оборот организации – это сумма денежных средств от реализации собственных товаров. Эта величина может иметь положительное или нулевое значение. Величина данного показателя входит в расчет прибыли. Однако она не тождественна ему по смыслу. Сама по себе прибыль – это конечный финансовый результат компании, который рассчитывается путем вычитания из оборота всех затрат, в то числе налоговых платежей.

Таким образом, оборот организации за год – это размер полученных денежных средств предприятия за отчетный срок, а прибыль – итоговое значение средств, цель расходования которых является развитие предприятия.

Для удобства при анализе величины оборота берется календарный год. Это наиболее оптимальный отрезок времени для анализа эффективности предприятия.

Существуют следующие виды оборотов:

  • Финансовый представляет собой размер полученных денежных средств от реализации товара;  
  • Денежный – это все виды расчетов в наличной и безналичной форме;
  • Операционный – средства, полученные от осуществления основной деятельности;
  • Инвестиционный – денежные средства, полученные от продажи долгосрочных активов;
  • Общий – конечный размер средств, полученных путем сложения суммы отгруженных товаров, перепроданной продукции, реализованных активов и материалов, направленных на производство.

Как рассчитать оборот компании?

Для анализа этого показателя все исходные данные берутся из аналитического учета.

Годовой оборот компании – это значение по кредитовому счету 90 «Продажи». На основании этой цифры и будут вестись все расчеты об обороте организации. Многие предприниматели считают, что чем значение этого показателя выше, тем более успешна деятельность организации. Увеличивая товарооборот, предприниматели часто не учитывают одновременный с этим рост издержек производства единицы товара.

Грамотное руководство оборотным капиталом должно являться для предпринимателя приоритетной задачей. Оно включает отслеживание притока оборотного капитал и поступления плановых платежей. Оборот организации – это размер полученных денег, которыми организация обладает в конкретный период времени.

Для анализа годового показателя необходимо произвести корректировку полученной расчетной величины на текущую экономическую ситуацию и уровень конкуренции. 

Проделать данный анализ самостоятельно может быть сложно. Требуется определенные знания отрасли. Поэтому лучше обратиться к специалистам в данной сфере. Если в штате компании отсутствует данный специалист, то можно воспользоваться услугами аутсорсинговых агентств.

Рост показателя оборота может быть связан с тем, что момент поставки товара не совпадает с датой поступления платежа за него. Однако может случиться так, что покупатель не произведет оплату в установленный срок, тогда для погашения собственных обязательств перед поставщиками организация будет вынуждена взять кредит в банке или использовать резервы. Таким образом, стремление увеличить капитал вызывает обратную реакцию в виде оттока денежных средств. Другой путь для наращивания оборота состоит в получении дополнительной прибыли.

Прогнозирование значения показателя

При составлении плана на следующий финансовый год на практике используются следующие методы:

Прямой способ учитывает, в первую очередь, величину спроса, на который организация может рассчитывать,

В = К * Ц, где

В – валовый  доход,

К – размер проданного товара,

Ц – стоимость единицы реализованной продукции.

Такой вариант планирования предусматривает корректировку полученных результатов на размер инфляции и изменения объема.

Как составить финансовый план для бизнес-плана — подробная инструкция

Расчетный метод предполагает корректировку объема продаж на величину остатков товаров.

В = О1 + Т – О2, где

В — валовый доход,

О1 — остаток продукции на начало отчетного периода,

Т — размер продукции, предназначенной для реализации за год,

О2 — остатки на конец отчетного периода.

В данных расчетах все элементы формулы берутся в ценах реализации. Для расчета значений О1 и О2 берутся цены на конец отчетного года и планируемого года.

В основном специалисты в своих расчетах используют именно расчетный метод. Он дает наиболее точное представление об анализируемом показателе и наиболее нагляден. В нем учитываются сразу несколько факторов:

  • Использование на производстве новых технических средств;
  • Внедрение новых способов управленческой организации процесса;
  • Корректировка продаж с учетом конкурентных реалий;
  • Уровень инфляционных ожиданий.

Чтобы иметь представление о помесячном значении показателя, рассчитанного с использованием одной из методик расчета, потребуется разделить его полученное значение по месяцам года с корректировкой на установленные ранее значения величины роста и падения спроса, а также на показатель сезонности.

Значение такого важного для предпринимателей показателя, как наращивание оборота требует предварительный расчетов целого комплекса показателей на основании анализа значений бухгалтерской отчетности.

Новости