Годовой оборот предприятия: что это такое и как его рассчитать

Годовой оборот предприятия: что это такое и как его рассчитать

Под терминами «товарооборот», «валовый доход» или «оборот компании» принято понимать размер денежных средств, полученных компанией от продажи товаров. Они являются ключевыми в бухгалтерском учете. Экономисты отводят им роль «основных характеристик доходности деятельности компании». В статье рассмотрим, как получить данные о годовых оборотах организации и как его следует оценивать для разработки стратегии развития.

Новости бизнеса и подборка кейсов — в вашей почте:

Виды показателя

Определение «оборот компании» часто путают с понятием «выручка». В этом случае не происходит подмены понятий. Оборот организации – это сумма денежных средств от реализации собственных товаров. Эта величина может иметь положительное или нулевое значение. Величина данного показателя входит в расчет прибыли. Однако она не тождественна ему по смыслу. Сама по себе прибыль – это конечный финансовый результат компании, который рассчитывается путем вычитания из оборота всех затрат, в то числе налоговых платежей.

Таким образом, оборот организации за год – это размер полученных денежных средств предприятия за отчетный срок, а прибыль – итоговое значение средств, цель расходования которых является развитие предприятия.

Для удобства при анализе величины оборота берется календарный год. Это наиболее оптимальный отрезок времени для анализа эффективности предприятия.

еКапуста [CPL] RU

Существуют следующие виды оборотов:

  • Финансовый представляет собой размер полученных денежных средств от реализации товара;  
  • Денежный – это все виды расчетов в наличной и безналичной форме;
  • Операционный – средства, полученные от осуществления основной деятельности;
  • Инвестиционный – денежные средства, полученные от продажи долгосрочных активов;
  • Общий – конечный размер средств, полученных путем сложения суммы отгруженных товаров, перепроданной продукции, реализованных активов и материалов, направленных на производство.

Как рассчитать оборот компании?

Для анализа этого показателя все исходные данные берутся из аналитического учета.

Годовой оборот компании – это значение по кредитовому счету 90 «Продажи». На основании этой цифры и будут вестись все расчеты об обороте организации. Многие предприниматели считают, что чем значение этого показателя выше, тем более успешна деятельность организации. Увеличивая товарооборот, предприниматели часто не учитывают одновременный с этим рост издержек производства единицы товара.

Грамотное руководство оборотным капиталом должно являться для предпринимателя приоритетной задачей. Оно включает отслеживание притока оборотного капитал и поступления плановых платежей. Оборот организации – это размер полученных денег, которыми организация обладает в конкретный период времени.

Для анализа годового показателя необходимо произвести корректировку полученной расчетной величины на текущую экономическую ситуацию и уровень конкуренции. 

Проделать данный анализ самостоятельно может быть сложно. Требуется определенные знания отрасли. Поэтому лучше обратиться к специалистам в данной сфере. Если в штате компании отсутствует данный специалист, то можно воспользоваться услугами аутсорсинговых агентств.

Рост показателя оборота может быть связан с тем, что момент поставки товара не совпадает с датой поступления платежа за него. Однако может случиться так, что покупатель не произведет оплату в установленный срок, тогда для погашения собственных обязательств перед поставщиками организация будет вынуждена взять кредит в банке или использовать резервы. Таким образом, стремление увеличить капитал вызывает обратную реакцию в виде оттока денежных средств. Другой путь для наращивания оборота состоит в получении дополнительной прибыли.

еКапуста [CPL] RU

Прогнозирование значения показателя

При составлении плана на следующий финансовый год на практике используются следующие методы:

Прямой способ учитывает, в первую очередь, величину спроса, на который организация может рассчитывать,

В = К * Ц, где

В – валовый  доход,

К – размер проданного товара,

Ц – стоимость единицы реализованной продукции.

Такой вариант планирования предусматривает корректировку полученных результатов на размер инфляции и изменения объема.

Как составить финансовый план для бизнес-плана — подробная инструкция

Расчетный метод предполагает корректировку объема продаж на величину остатков товаров.

В = О1 + Т – О2, где

В — валовый доход,

О1 — остаток продукции на начало отчетного периода,

Т — размер продукции, предназначенной для реализации за год,

О2 — остатки на конец отчетного периода.

В данных расчетах все элементы формулы берутся в ценах реализации. Для расчета значений О1 и О2 берутся цены на конец отчетного года и планируемого года.

В основном специалисты в своих расчетах используют именно расчетный метод. Он дает наиболее точное представление об анализируемом показателе и наиболее нагляден. В нем учитываются сразу несколько факторов:

  • Использование на производстве новых технических средств;
  • Внедрение новых способов управленческой организации процесса;
  • Корректировка продаж с учетом конкурентных реалий;
  • Уровень инфляционных ожиданий.

Чтобы иметь представление о помесячном значении показателя, рассчитанного с использованием одной из методик расчета, потребуется разделить его полученное значение по месяцам года с корректировкой на установленные ранее значения величины роста и падения спроса, а также на показатель сезонности.

Значение такого важного для предпринимателей показателя, как наращивание оборота требует предварительный расчетов целого комплекса показателей на основании анализа значений бухгалтерской отчетности.

Новости