Как открыть кофейню — пошаговая инструкция

Как открыть кофейню

Россия входит в пятерку государств по закупкам зернового, молотого или растворимого напитка. Один среднестатистический россиянин потребляет 1,7 кг кофе ежегодно. До Финляндии, где этот показатель 12 кг, не угнаться, но факт в том, что у нас кофе любят. Спрос на кофе в последние годы стимулировал рост числа кофеен в формате кафе и «кофе с собой». Если вы решили объединить любовь к кофе и дух предпринимательства, подумайте о том, чтобы открыть кофейню. В материале «Бизнесолога» – пошаговая инструкция из 12 неочевидных шагов, как открыть кофейню.

Кофе – высокомаржинальный продукт. При себестоимости чашки в 20 рублей средний ценник по России – 60-200 рублей, в Москве и других крупных городах – 150-300 рублей.

Содержание

Шаг первый. Составьте бизнес-план

В бизнес-плане продумайте тщательно основные аспекты.

  1. Какого формата будет кофейня: кафе на пару столиков, кофейня на 10-15 столиков с полноценным обслуживанием и кухней или «кофе с собой». Также определитесь, купите франшизу или придумаете собственную концепцию. От этого напрямую зависят первоначальные инвестиции.
  2. Определитесь с целевой аудиторией: кто ваш клиент? В деловом районе уютная кофейня в сдержанных тонах может стать местом переговоров, в торговом центре уместна точка «кофе с собой», в отдельном помещении в историческом или туристическом центре города – кофейня для свиданий или встреч с друзьями. Недалеко от студенческого городка перспективно недорогое заведение. Средний чек колеблется соответственно.
  3. Изучите конкурентов, работающих в желаемом районе города. Узнайте их сильные и слабые стороны, продумайте собственное позиционирование.
Как провести анализ конкурентов: пошаговая инструкция
  1. Распишите источники денег. 
  2. Распланируйте работу, чтобы открыть бизнес, например, через три месяца. Например, сколько займут регистрация, поиск помещения и ремонт, поиск поставщиков и персонала, запуск рекламной кампании.
  3. Распишите оборудование и мебель. На кофе-машине лучше не экономить: это главное средство производства.
  4. Познакомьтесь с требованиями Роспотребнадзора, СЭС, Госпожнадзора, изучите СанПиНы для общепита. 
  5. Определитесь, сколько человек придется взять на работу. Распланируйте фонд оплаты труда.
  6. Спрогнозируйте выручку, учитывая сезонность. Рассчитайте, сколько времени  понадобится, чтобы заведение окупилось в поставленный срок, например год.
  7. Составьте примерную карту меню. Нужна ли вам кухня? Будете заказывать исключительно десерты в витрину? Будет выпечка или вафли собственного приготовления? Подумайте о поставщике кофе. Например, импортировать из Колумбии или Эквадора напрямую дешевле, но для этого придется разобраться с тонкостями оформления таможенных документов.
  8. Изучите риски. Например, никто в начале 2019 года не ожидал всеобщего локдауна. Некоторые кафе перестроились на вынос или организовывали доставку.

Шаг второй. Найдите подходящее место

Определившись с концепцией, проще выбрать место, которое соответствует критериям. 

Основные требования к помещению кофейни:

  • центр города;
  • высокая проходимость;
  • парковка неподалеку;
  • вывеску видно с улицы.

Владельцы кофеен советуют перепроверить ощущения от понравившегося места и пересчитать пешеходов в час в разное время суток.

Удобно взять в аренду помещение, в котором уже было заведение общепита. Условия там, скорее всего, уже подходят под требования надзорных органов. Но на ремонт и интерьер в любом случае придется потратиться.

Как грамотно выбрать место для бизнеса

Важно! Не торопитесь с выбором помещения, тщательно оцениваете варианты. Хорошие точки в людных местах появляются редко. 

Шаг третий. Продумайте планировку

Логистика заведения – более важный аспект, чем принято думать. Точка общепита должна быть не только уютной, но и логичной с точки зрения обслуживания.

Итак, в кофейне должно быть пространство:

  • чтобы выстроиться в небольшую очередь у стойки;
  • для материалов и посуды;
  • чтобы свободно пройти между столиками;
  • чтобы компании людей за разными столиками не мешали друг другу;
  • для перегруппировки столиков, если появится необходимость.

Чтобы понять, как лучше всего расположить мебель и зонировать пространство, эксперты рекомендуют мысленно проиграть всевозможные сценарии, например опишите путь официанта, который сервирует стол, или клиента, который сам забирает заказ со стойки. Если расположение мебели и предметов интерьера не оптимально, сотрудники будут наматывать лишние километры или толпиться в одном месте и мешать друг другу.

Нарисуйте проект размещения на бумаге. В интернете можно найти платные и бесплатные сервисы по планировке и дизайну помещений. Например, Autodesk Homestyler или Gliffy. Это простые приложения, которые помогут спроектировать любое помещение. Затем обсудите предпочтения с дизайнером.

Шаг четвертый. Наймите бухгалтера

На начальном этапе от владельца бизнеса требуется быть в движении: переговоры с поставщиками, строителями, дизайнером, потенциальными сотрудниками занимают много времени. Эксперты рынка предлагают найти помощника, который возьмет на себя бухгалтерию, вникнет особенности налогового законодательства. Иначе работа с цифрами, банком и отчетностью не оставит места для работы над проектом. 

Это может быть:

  • знакомый или родственник с бухгалтерским или экономическим образованием;
  • аутсорсинговая компания в вашем городе: узнаете конкретного специалиста, который будет вести вашу бухгалтерию;
  • удаленный аутсорсинг с общением через мессенджеры.

Если планируете заниматься бухгалтерией сами, понадобится консультация опытного специалиста. Он же подскажет, какой тип налогообложения выбрать.

Также выберите бухгалтерскую программу. Стоимость обслуживания не главный аспект: ориентируйтесь прежде всего на понятный интерфейс и грамотную, быстро реагирующую техподдержку. Если есть возможность, почитайте отзывы по компаниям и тарифам. Бухгалтерская программа должна быть совместима с кассовой.

Шаг пятый. Найдите варианты финансирования

Средние вложения для открытия кофейни – от 0,5 млн (формат «Кофе с собой» по франшизе) до 3-4 млн рублей (кофейня-кафе). 

Что такое франшиза простыми словами

Оптимальное распределение средств на бизнес – собственные плюс заем у знакомых или родственников плюс кредитные средства.

Обсудите с родными и друзьями, могут ли они и на каких условиях инвестировать в вашу кофейню.

Для получения кредита в банке понадобится хороший бизнес-план, поэтому ответственно отнеситесь к первому шагу.

Если доля банковских средств в начальном капитале сильно превалирует, необходимость вносить большие платежи демотивирует: большую часть выручки съедает прибыль. У знакомых или родственников можно попросить отсрочки, пока бизнес не заработает.

Прежде чем брать кредит, изучите местные программы поддержки малого и микробизнеса. Возможно, ваш стартап подходит. Это особенно актуально для сферы общепита, которую в прошлом году не пощадил коронавирус. Зайдите в местное отделение проекта поддержки «Мой бизнес» и проконсультируйтесь.

Как составить финансовый план для бизнес-плана — подробная инструкция

Важно! Когда составляете финансовый план, не забудьте учесть личные расходы. Чтобы не оказаться в минусе самому, убедитесь перед началом работы над проектом, что имеете запас денег хотя бы на полгода, пока бизнес не начнет приносить доход. 9 из 10 стартапов закрываются в первый же год работы, и одна из причин – неумение наладить финансовый поток.

Шаг шестой. Сравните цены. Покупайте разумно

Еще на этапе финансового планирования учитывайте все расходы, даже мелкие. Сделайте список или таблицу в Excel. Туда же вносите стоимость оборудования, которые рассматриваете для покупки: так легче сравнить оборудование по характеристикам и ценам.

Постарайтесь не бросаться на первое же коммерческое предложение в Яндексе, а изучите хотя бы нескольких поставщиков кофе-машин или мебели для кафе. Такой подход убережет от излишних трат. 

Шаг седьмой. Нетворкинг!

Создавать полезные связи уместно еще до открытия. Войдите в региональную Торгово-промышленную палату, познакомьтесь с коллегами по цеху, некоммерческими и благотворительными местными организациями, первым узнайте о городских событиях. Так вы завяжете знакомство для долгосрочного партнерства: например, можно обслуживать события или предоставить кофейню как площадку для мероприятия.

Шаг восьмой. Разработайте маркетинговый план

Начать работу над маркетингом после вывески «Мы открылись» – значит безнадежно отстать. В первый день работы вам УЖЕ нужны заинтересованные клиенты.

Основные положения маркетингового плана должны быть изложены в хорошем бизнес-плане. Распишите его отдельно, разделите онлайн и офлайн активности, составьте план и проставьте сроки.

Что вы можете сделать для продвижения кофейни еще до официального открытия:

  • обзвоните и посетите лично офисные здания, предприятия, студгородок и автосервисы – предложите разместить ваши рекламные брошюры в обмен на их;
  • создайте группы в соцсетях и попросите администраторов разрешения или за плату опубликовать ваш пост или ссылку в их ленте;
  • если по времени подготовка к открытию совпала с городским событием, воспользуйтесь этим: предложите гостям праздника бесплатный кофе и пригласите на открытие;
  • листовки эффективны, когда представляют собой ценность: предложите скидку за листовку или бесплатный эспрессо в день открытия;
  • попробуйте создать инфоповод и привлечь местные СМИ.
Способы увеличения среднего чека: кросс-продажи

Для последнего понадобится креатив: открытие очередной кофейни само по себе никому не интересно, а вот праздник, посвященный Всемирному дню кофе, – да.

Как увеличить прибыль кафе: 5 способов

Шаг девятый. Позаботьтесь об экстерьере

В интерьере вашего детища важно все: от цвета стен до подбора картин и стильной онлайн-кассы: например, производители предлагают гаджеты для бизнеса в красных и оранжевых цветах.

При этом можно начисто забыть о том, что состояние и оформление входной двери и вывески также важны. Это первое, что увидят случайные прохожие, прежде чем примут решение зайти к вам. 

Вывеска не должна быть излишне кричащей, слишком большой или незаметной или противоречить дизайн-коду, если таковой принят в городе, иначе власти ее не согласуют. Кофейню или вывеску должно быть видно с большого расстояния в нескольких направлениях.

Это может быть: светодиодная вывеска, выпуклые буквы, стационарная ростовая кукла с названием и т.д.

Проблема нейминга

Кофейни – очень популярный в России формат бизнеса. Развиваться по франшизе легче хотя бы потому, что не нужно придумывать название. 

Название должно быть легким, запоминающимся и соответствовать рынку и целевой аудитории.

Если нет собственных идей, воспользуйтесь нейминг-сервисами (ВотИменно.ру, TextDreamer) или услугой специалиста по неймингу. Название должно отражать концепцию заведения.

Как назвать компанию? Грамотный нейминг — это искусство

Шаг десятый. Оставайтесь позитивными

Гладко не будет: произойдут накладки, подведут поставщики, подрядчики или просто по пути на встречу заглохнет машина. Но каждая трудность – это проверка на лидерство, способность быстро принимать решение и вообще на готовность заниматься бизнесом.

Психологи рекомендуют… тренировать позитивность. Создавайте искусственные поводы для сохранения положительного настроя. Даже если поначалу оптимизм неискренний и напускной, то вскоре войдет в привычку и станет частью характера без приложения сил.

Кроме того, оптимизм – признак сильной натуры и пример для сотрудников.

Шаг одиннадцатый. Нанимайте людей… медленно

Без кадров не начать работу, и чем ближе день открытия, тем скорее хочется закрыть проблему.

Для среднего размера кофейни это две смены бариста, уборщик, работник кухни, если она подразумевается. Функцию управляющего на первых порах выполняет владелец, затем нанимает менеджера.

Эксперты по открытию точек общепита советуют не принимать поспешных кадровых решений. Предлагают нанять друзей, соседей и знакомых, которые будут помогать первые несколько недель работы, и постепенно заполнять штат теми, кого хотите, а не вынуждены пригласить.

Если вас разочаровал человек, который отлично показал себя на собеседовании, не бойтесь увольнять таких людей (безответственных, склочных) – они вредят бизнесу. От сотрудников зависит, придут ли еще клиенты.

Шаг двенадцатый. Установите планку

Установить высокие стандарты для сотрудников и для бизнеса в целом – нормально. Это отнюдь не означает, что нужно до мелочей контролировать работников. Это никому не понравится.

Сосредоточьтесь на обучении и построении эффективного рабочего процесса. Поощряйте качественно выполненную работу. Это стимулирует сотрудников и, в свою очередь, делает клиента лояльным.

Открыть собственную кофейню – задача сложная, но не невыполнимая. Главное – следовать четкому бизнес-плану, сохраняя при этом оптимизм.

Новости