Увеличить прибыль кафе помогут проверенные стратегии. От пересмотра ассортимента меню с вниманием к более дорогим «специальным напиткам» до продажи брендированных аксессуаров — рассмотрим способы, которые помогут вашему кафе выделиться, привлечь новых посетителей и способствовать их возвращению к вам снова и снова.
1. Добавьте в меню вино
Добавление алкоголя в меню позволяет расширить аудиторию потенциальных клиентов. В то же время нужно учитывать, что часть посетителей наоборот уйдет, если в кафе будет алкоголь. То есть, возможно, придется вносить существенные коррективы в позиционирование заведения. Готов ли ваш бизнес к подобным экспериментам?
В среднем, продажи слабоалкогольных напитков составляют около 35% от всего денежного оборота кафе или ресторана.
Добавлять алкоголь в меню кафе нужно с предельной осторожностью. Известен экспериментальный проект Starbucks Evenings: в 2010 году кофейни Starbucks стали продавать вино в бокалах после 16 часов. Несмотря на оптимистичные прогнозы после запуска, в 2017 году проект закрылся. По мнению эксперта Forbes, затея провалилась по двум причинам.
Во-первых, вечерняя сервировка столов официантами, в которых после 16 часов перевоплощались бариста, не соответствовала фирменной концепции Starbucks, которая подразумевает заказ кофе у стойки. Переключение между стилями обслуживания оказалось слишком контрастным.
Во-вторых, в Starbucks решили сосредоточиться на обжарке кофейных зёрен, увидев в этом больше смысла, нежели в добавлении вина в меню. К тому же добавление алкоголя в меню требует соблюдения определенных законов и дополнительной отчетности. Следовательно, усложняет процесс организации деятельности кафе.
Наиболее щадящим вариантом может быть добавление в меню слабоалкогольных коктейлей (кофе по-ирландски, коретто, латте с ромом и др.).
Также следует понимать, что добавление алкоголя в меню отнюдь не является простым способом увеличить прибыль кафе. Вам придется учитывать регламенты законодательства, а также обучать персонал ответственной работе и пониманию продукта.
2. Ограничьте WiFi и количество розеток для зарядки смартфонов и ноутбуков
В англоязычной среде бытует термин laptop hobo (дословно — «бродяга с ноутбуком»). Так называют посетителей (преимущественно фрилансеров), которые ходят в кафе как в коворкинг и активно используют бесплатный Wi-Fi и розетки. Само собой, если вы таким образом побуждаете посетителей задержаться, вы теряете деньги. Люди приходят в кафе и остаются на несколько часов так, как будто это их гостиная. Но при этом не покупают больше одной чашки кофе.
Можно ограничить количество времени, в течение которого посетитель кафе использует бесплатный Wi-Fi (например, полчаса). И выдавать пароль от сети с каждым новым чеком.
Совсем запрещать доступ к Wi-Fi и розеткам не рекомендуется. Человек в этом случае, скорее всего, пойдет пить кофе в другое место. Но в часы пик, например, вполне можно более жестко ограничивать возможность доступа в интернет и вообще использование смартфонов, планшетов и ноутбуков. А розетки для подзарядки смартфонов вынести отдельным блоком. Одной точкой — в специально отведенном для этого пространстве — на расстоянии от столиков. Так, чтобы посетитель мог подзарядить телефон или ноутбук, пока пьет кофе, но был бы лишён возможности «зависнуть» в девайсе надолго.
3. Настольные игры
С первого взгляда может показаться, что этот совет противоречит предыдущему. Но располагать людей к тому, чтобы они задерживались в кафе, не всегда плохая идея.
Во-первых, настольные игры — отличная альтернатива времяпровождению в электронных девайсах. И, согласитесь, многим из нас не хватает живого общения в реальном, а не виртуальном мире. Предоставьте людям возможность проводить досуг новым интересным способом, и они будут возвращаться в кафе.
Во-вторых, настольные игры — это отдых, а не работа. Причем отдых социализированный. Люди приходят семьями или дружескими компаниями, чтобы поиграть. Общая атмосфера расслабленности при активном социальном взаимодействии будет способствовать тому, чтобы люди заказывали еду и напитки. То кто-то один решил выпить чашку ароматного кофе под хрустящую булочку — другой на него посмотрел и тоже сделал заказ.
Наконец, настольные игры можно выдавать на время за определённую плату или даже продавать. Игровые наборы в этом случае являются сопутствующим товаром, и, соответственно, способствуют увеличению прибыли кафе.
Попробуйте выделить игровые зоны — несколько столиков, где сможет разместиться компания из нескольких человек так, чтобы не мешать другим посетителям кафе. При этом при выборе игр избегайте заведомо шумных. Например, дженга не подойдет. Шахматы, нарды, монополия — всё это не требует высоких затрат, но отличный способ протестировать идею на практике.
Учитывайте расположение и основной контингент вашего кафе. В России игровая культура развита слабо. Поэтому, возможно, конкретно в вашем случае этот способ повышения прибыли кафе не принесет ощутимого эффекта. Нужно пробовать.
4. Подарочные карты
Если у вас еще нет подарочных карт, делайте это в первую очередь. Подарочная карта является одним из лучших способов повышения прибыли, особенно в периоды праздников.
Согласно исследованию, опубликованному на сайте shopolog.ru, доля подарочных карт кафе и ресторанов в США составляет 15% от всего рынка. По России, к сожалению, таких данных найти не удалось.
В продажах подарочных сертификатов есть свои тонкости. Чтобы их заметили и действительно хотели покупать, нужно позаботиться и о достойном дизайне, и о возможности персонализации, и о правилах использования.
5. Провоцируйте посетителей на импульсивные покупки
Вы когда-либо в последний момент принимали решение купить шоколад или журнал, стоя уже у кассы? Скорее всего, да. И это совсем не удивительно. По данным retailrocket.ru, 84% потребителей совершают импульсивные покупки.
84% людей
совершают импульсивные покупки
По мнению Яна Циммермана, психолога-экспериментатора, изучающего поведение потребителей, «импульсивные покупки связаны с тревогой и несчастьем». То есть покупая вещь, человек пытается улучшить себе настроение, почувствовать себя счастливее. Конечно, могут быть сотни разных причин, побуждающих людей принимать импульсивные решение о покупке. Но факт в том, что они это делают.
Итак, почему бы не разместить небольшие доступные по цене товары в кассовой зоне? Шоколадные конфеты, печенье, журналы, подарочные сертификаты, аксессуары, брендированные кружки, турки для кофе, мельницы — всё, что может понравиться вашим клиентам и способствовать популяризации кафе.