Как открыть магазин продуктов с нуля — пошаговая инструкция бизнес-план

Как открыть магазин продуктов с нуля — инструкция

Если не самый простой, то самый очевидный вид бизнеса – открыть продуктовый магазин. Спрос на еду всегда стабильный, несмотря на кризисы и пандемию. Пошаговая инструкция «Бизнесолога» о том, как открыть с нуля магазин продуктов.

Новости бизнеса и подборка кейсов — в вашей почте:

Шаг 1. Определяемся с концепцией

Какой именно продуктовый магазин вы хотите открыть и что там продавать?

Вариантов несколько:

  • Магазин типа «у дома» с прилавком или с самообслуживанием. Ограничена ассортиментная матрица, как правило, это небольшое помещение в 30-60 квадратов. Наценка, как правило, выше, чем в сетевых магазинах, а ассортимент ниже. Однако за покупателей не придется бороться: стабильный поток обеспечен за счет жителей окрестных домов. 
  • Магазин в коттеджном поселке. Плюс: средняя наценка в 30-50-70% в условиях невысокой конкуренции.
  • Магазин деревенской продукции. Как правило, ограниченная группа товаров: колбаса, мясо, молочная продукция и т.д.
  • Магазинчик на мини-рынке. Бакалея, замороженные морепродукты, мясо или кондитерские изделия.
  • Сетевой магазин по франшизе. Работает со всеми группами товаров, но предпочтение – например, алкогольной и табачной продукции, которых в ассортименте больше всего наименований. 

Идеального решения или варианта нет. Все зависит от места, где будет ваш магазин и от того, кто будет туда ходить.

Тестирование бизнес-идеи. Пошаговая инструкция

Шаг 2. Составляем бизнес-план магазина продуктов

Несмотря на «очень маленький» бизнес, планирование все равно необходимо.

Распишите, как будет организован ваш бизнес, заложите основные расходы на открытие и постоянные. Так вы избежите сюрпризов на середине подготовки, когда деньги внезапно закончатся.

Как написать бизнес-план самостоятельно — пошаговая инструкция

Разберитесь, кто и как будет вести бизнес, договариваться с поставщиками, вести бухгалтерию и кадровый оборот, набирать персонал, заниматься рекламой. Возможно, на первых порах придется прибегнуть к помощи близких родственников.

Занесите в бизнес-план пошаговый план продвижения: к каким инструментам будете прибегать и сколько вы согласны вложить в маркетинг.

В организационном разделе пропишите, какую систему налогообложения предпочли, как будет зарегистрирован бизнес (ИП или ООО), выберите ОКВЭД и режим работы. 

Кроме того, если вы собираетесь брать деньги в кредит на открытие бизнеса, в банке попросят показать бизнес-план. 

Основные ошибки при составлении бизнес-плана

Шаг 3. Ищем помещение под магазин продуктов

Когда вы определились с концепцией, можно начать искать помещение.

Варианты:

  • палатка на рынке;
  • продуктовый магазин в отдельно стоящем здании;
  • нежилое помещение на первом или цокольном этаже многоквартирного дома.

В последнем варианте это может быть и жилое помещение (квартира), переделанное под магазин продуктов. Но перевод жилого фонда в нежилой сопряжено с затратами и дополнительными согласованиями.

Важно! Площадь магазина, который торгует крепким алкоголем, не должно быть меньше 50 м2 (вместе со складом) для черты города или 25 м2 для сельской местности.

Отличный вариант – собственная торговая площадь или квартира на первом этаже, которую можно сделать нежилой.

Чаще всего владелец магазина снимает помещение. Стоимость квадратного метра разнится не только по России, но и в пределах одного города и зависит от района.

Сколько стоит открыть магазин продуктов с нуля: аренда
Сколько стоит открыть магазин продуктов с нуля: цены за аренду торговых помещений в Краснодаре

Как видно, снять площадь под магазин можно в среднем за 30-35 – 75 и выше рублей в месяц.

Аренда для торгового помещения в Москве будет в несколько раз дороже:

Сколько нужно чтобы открыть продуктовый магазин: цена аренды в Москве
Сколько нужно чтобы открыть продуктовый магазин: цена аренды в Москве

Проанализируйте проходимость, насколько далеко магазин и вывеску будет видно.

При формировании ценовой политики заложите стоимость аренды в цену товаров.

Где не стоит открывать магазин продуктов

А вот случаи локаций, где открыть магазин – плохая идея:

  • напротив сетевых магазинов или дискаунтеров с похожим ассортиментом;
  • в ветхих или аварийных домах, которые администрация внесла в список на расселение через несколько лет: у них соответствующий внешний вид, ненадежная проводка и малоплатежеспособная публика, если это не исторический центр большого города; качественный ремонт там делать нет никакого смысла, если дом снесут, постоянных клиентов потеряете, и все придется начинать сначала. Стоит ли это дешевой аренды – решать вам.

Требования СанПиН к помещению продуктового магазина

Выбранное помещение должно соответствовать СанПиНам торгового помещения: СП 2.3.6.1066-01.

Если вы собираетесь продавать в магазине пирожки собственного изготовления, санитарные требования к помещению будут строже: СП 2.3.6.1079-01.

Шаг 4. Регистрация бизнеса

Сделайте выбор в пользу ИП или ООО. 

ИП: платит пошлину в 800 рублей, легче зарегистрировать, меньше отчетности и документации, но несет ответственность за все решения личным имуществом. 

ООО: заплатит пошлину в 8 000 рублей, соберет толстый пакет документов для регистрации, выпустит учредительные документы, собственник принимает решения единолично, только если является единственным учредителем; ведет журналы регистрации и печать; извлечь и обналичить прибыль можно только при соблюдении процедуры и под пристальным надзором отдела финмониторинга банка. 

Кроме того, штрафы для ООО в несколько раз выше, чем для ИП.

Чем отличается ИП от ООО: ОКВЭД, налогообложение, отчетность

Тем не менее, перед принятием решения взвесьте все факторы. Например, для продажи пива достаточно быть ИП, но продажа алкогольных напитков принесет больше клиентов и прибыли. Это расходы на получение лицензии и открытие ООО, но и выручка заметно выше.

Для регистрации продуктового магазина соберите пакет документов

ИП:

  • заявление формы Р-21001;
  • копия российского паспорта;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Для открытия ООО:

  • заявление формы Р-11001;
  • решение о создании ООО (протокол учредителей, если их несколько, или решение единственного участника);
  • устав организации;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ о статусе учредителя, если он иностранец.

Если решите подать заявление в электронном виде, понадобится электронная подпись. Ее оформляют в удостоверяющих центрах. Понадобятся личные документы генерального директора.

Важно! На сайте налоговой висит объявление: если подача документов полностью в электронном виде, уплачивать пошлину не нужно.

Шаг 5. Делаем ремонт и закупаем оборудование

Стоимость ремонта напрямую зависит от исходного состояния помещения и того, под что оно использовалось ранее. Самые большие расходы – при переводе помещения из жилого в нежилое, с перепланировкой, ломанием стен и глобальными переделками. 

Наиболее бюджетный вариант – помещение, которое и раньше было торговым. В этом случае достаточно косметического ремонта: покрасить стены, обновить проводку, сделать или убрать перегородки.

Затраты на подготовку зала и склада составят от 70-100 тысяч рублей до нескольких миллионов рублей.

Торговое помещение должно соответствовать не только нормам СанПиНа, но и пожарным нормам. Приобретите огнетушитель, назначьте ответственного за противопожарную безопасность. Договоритесь с компанией, которая вывозит твердые бытовые отходы.

Оборудование для открытия магазина продуктов

Перечислим оборудование, которое обычно закупает продовольственный магазин:

  • стеллажи;
  • прилавок или стол для кассира;
  • холодильные и морозильные камеры;
  • камеры хранения;
  • корзины.

Расходы на мебель зависят от того, покупаете вы новые или б/у, от площади магазина и ассортимента. В среднем – 500 тысяч рублей.

Помимо непосредственно торгового оборудования, заложите траты на кассовое оборудование и сопутствующие (около 60 тысяч рублей):

  • весы (удобнее, но дороже – те, что связаны с кассовым аппаратом);
  • кассовый аппарат: фискальный регистратор плюс планшет или ноутбук или онлайн-касса с экраном в едином корпусе;
  • фискальный накопитель сроком на год или три года;
  • 2D-сканер (умеет считывать код маркировки Data Matrix, подойдет для приемки товаров и для продажи);
  • договор с оператором фискальных данных;
  • оборудование для эквайринга;
  • расходники: чековая лента, принтер этикеток.

Важные моменты:

  1. Кассу приобретать нужно всем. За работу без кассы, невыбитые чеки и даже неверно выбитые чеки предусмотрены штрафы (№53-ФЗ). Если «поймают» повторно, могут даже приостановить деятельность.
  2. Если вы собираетесь продавать крепкий алкоголь – подакцизный товар – покупайте фискальный регистратор сроком на год. Если возьмете на три года и при регистрации укажете подакцизные товары, ФН «схлопнется» до одного года, и вы потеряете переплаченную за трехлетний накопитель разницу.
  3. Если решили продавать алкоголь (любой), не забудьте подключиться к системе ЕГАИС. Крепкие напитки выводят из оборота побутылочно, с получением одобрения от ЕГАИС, а о реализации слабых отчитываетесь в журнале учета продаж, или ЖУП. Это бесплатный сервис, но он не всегда работает стабильно. Есть платная альтернатива в виде модулей к товароучетным системам от разработчиков ПО для бизнеса.
  4. Важно! В некоторых населенных пунктах нет стабильного интернета. Там официально разрешили работать без ОФД. Это актуально, если вы открываете сельский магазин.
  5. Если реализуете мясо-молочную продукцию, придется подключиться к «Меркурию», это система оборота ветеринарной продукции. Через сервис будете получать накладные от поставщиков, и “гасить” ветеринарно-сопроводительные документы, или ВСД. Также есть платные модули в коммерческих товароучетных системах.
  6. При выборе кассового аппарата ориентируйтесь не на стоимость (особенно если покупаете б/у), а на функциональность и  современность. Грядет маркировка бутилированной воды и молочной продукции, и совсем старые аппараты не умеют с ней работать
  7. Сигареты входят в перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке. Зарегистрируйтесь в «Честном знаке» и с помощью бесплатного ЭДО подтверждайте получение марок.

Шаг 6. Договариваемся с поставщиками

Когда вовсю идет ремонт, самое время – искать поставщиков:

  • бакалеи;
  • мяса и мясных полуфабрикатов;
  • молока и молочных продуктов, в т.ч. мороженого;
  • рыбной продукции;
  • овощей;
  • алкогольной продукции;
  • кондитерских изделий;
  • сигарет.

Если в магазине моноторговля (например, только мясные изделия), большинство позиций для обычного магазина будут неактуальными.

При выборе поставщика:

  • логично ориентироваться на местных производителей и заключить с ними договор поставки напрямую;
  • объездить оптовые базы вашего города или, если удобно доехать, Москвы.

Шаг 7. Нанимаем персонал

Специфика продуктового магазина в том, что лучшая маркетинговая политика – это не сайт или лендинг, а доброжелательный продавец, к которому хочется вернуться. Исходя из этого проводите собеседование.

Человек должен быть общительным, но не навязчивым, жить неподалеку (в идеале).

Зарплата – средняя по городу или району, возможно, с премией по результатам продаж или по отзывам довольных покупателей, чтобы был стимул работать хорошо.

Назначьте испытательный срок и поначалу контролируйте продавца по формальным признакам приход/уход, собирайте отзывы подосланных вами знакомых.

При режиме работы магазина с 8 до 20 необходимо два продавца с графиком 2/2 или 3/3.

Шаг 8. Открытие магазина продуктов

Ваша задача – изменить покупательские привычки местных жителей, которые затариваются в других местах.

Организуйте рекламную акцию в честь открытия продуктового магазина. Узнать помогут листовки, но это малоэффективный способ привлечения, если не объявить, например, акцию «подарок за листовку», только тогда это будет работать, а не переводить деньги на типографию и бумагу. 

Лайфхак 1. Технологии не стоят на месте. Еще один вариант – просите присоединиться к группе магазина в «ВКонтакте», где пообещаете сообщать об акциях и поступлениях.

Лайфхак 2. Сейчас многие ТСЖ или ЖКУ создают чаты для общения с жителями. Попросите начальников ТСЖ разместить о вас информацию, особенно если арендуете помещение в этом доме. 

Лайфхак 3. Организуйте возможность доставки продуктов на дом и сделайте так, чтобы об этом узнали все, кто приходит в ваш магазин.

Предложите жителям обратиться в магазин и рассказать, каких продуктов им не хватает. Иначе говоря, подружитесь с жителями ближайших домов. Добавьтесь в местные чаты – так вы сможете отслеживать жалобы на магазин и пресекать недопонимание и конфликты в зародыше. Это действительно работает, бьет прямо в целевую аудиторию, бесплатно и эффективно.

Новости