Бизнес-план производства

Производство бизнес план

Бизнес-план производства подробно описывает процесс изготовления продукции. Он позволяет оценить необходимые затраты, производственные мощности, объем инвестиций. Как правильно составить бизнес-план открытия производства — читайте в статье.

Цели бизнес-плана:

  • доказать, что компания сможет достичь установленного объема производства и реализации;
  • обосновать выбранную стратегию инвесторам, партнерам. Получить кредит, господдержку, долю рынка;
  • составить бизнес-план «дорожную карту» для внутреннего пользования в процессе реализации идеи. 

Структура бизнес-плана

Содержание статей плана производства зависит от размеров организации, ассортимента продукции, отраслевой принадлежности.

Резюме и цель проекта

Краткое описание бизнес-идеи и результатов ее внедрения: особенности продукта, динамика экономических показателей работы компании до и после реализации проекта. Содержание глав должно заинтересовать потенциального инвестора и заставить перейти к основной части отчёта.

Анализ положения предприятия в отрасли

Количество фирм-конкурентов, «распределение сил» на рынке, объёмы реализации, специфика продукции. Необходимо выявить тенденции развития бизнес-сферы в краткосрочной и долгосрочной перспективе, чтобы использовать эти данные в плане продаж.

Как провести анализ рынка для бизнес-плана (на примере школы детского плавания)

В этой главе разъясняют, какую нишу планирует занять новое предприятие, в какие сроки компания достигнет необходимый уровень реализации. Описывают операционные конкурентные преимущества: технология, опыт сотрудников, местоположения и т.д.

Маркетинговый план

Мероприятия и коммуникации, которые планирует проводить компания, чтобы расширить нишу продаж. Примеры целей маркетинговой стратегии: сегментирование, снижение расходов, продвижение продукта, увеличение среднего чека и пр. Для разработки маркетинговой стратегии и написания этого раздела бизнес-плана производства можно использовать методику SWOT-анализа.

Как правильно делать SWOT-анализ бизнеса

План должен содержать анализ спроса, программы сбыта, правила акций и скидок на товар. Сюда же относятся рекламная деятельность и повышение узнаваемости новых товаров.

Производственный план

В этой главе описывают этапы производства продукции. Определяют размер площадей и оборудование, необходимые для достижения заданного уровня продаж. Рассчитывают оборот по складу, чтобы избежать недостатка и затоваривания. Планируют объем закупок.

Организационный план

На основании данных о производственных процессах разрабатывают структуру компании, систему управления, штатное расписание. Определяют организационно-правовую форму и распределение ответственности между участниками бизнеса.

Чем отличается ИП от ООО: ОКВЭД, налогообложение, отчетность

Финансовый план производства

В этой главе рассчитывают финансовые результаты от внедрения бизнес-идеи.

Составляют прогнозы доходов и расходов (материалов, оплаты труда, общепроизводственных). На основании отдельных бюджетов разрабатывают прогнозные отчёты о прибылях и убытках и денежных потоков. Оценивают размер вложений, эффективность проекта и сроки окупаемости.

Как составить финансовый план для бизнес-плана — подробная инструкция

Анализ рисков

Рост цен на сырье, колебания спроса, изменения курса валюты, усиление конкуренции и пр.— непредсказуемые изменения рынка. Необходимо оценить степень их влияния на работу компании, потенциальный ущерб и способы противодействия. В бизнес-план можно включить несколько сценариев развития: основной, оптимистичный, пессимистичный.

Основные разделы плана производства

Технология производства

Задача: описать процесс изготовления продукции.

Производственный процесс — превращение сырья в продукт с определенными свойствами.

По всем технологическим операциям описываем:

  • последовательность выполнения;
  • необходимое оборудование;
  • сырье;
  • время изготовления продукции.

Нужно учесть особенности оборудования, возможности сбыта. Рынок ограничивает влияние на стоимость материалов, цены реализации, уровень заработной платы. Прибыль производственного предприятия зависит от того, насколько четко организованы его внутренние производственные процессы: сборка, разборка, обработка. Остальные процессы вспомогательные (перемещение, установка, распаковка и пр.). Они не создают ценности. 

Бизнес-план парфюмерного производства. Пример с расчётами

Подробно разобрав технологии производства вы получаете возможность оптимизации:

  • загрузки оборудования;
  • численности персонала;
  • параллельного выполнения работ.

Производственная программа и продуктовый баланс

Задача: определить необходимый объем производства и закупки сырья. 

Анализ проводят в разрезе продуктов, товарных групп, номенклатуры. Расчеты составляют в натуральном и в стоимостном (по себестоимости) выражении.

Материально-стоимостной баланс позволяет:

  • согласовать объем производства, возможности сбыта, остатки на складе;

Остаток на начало — Продажи + Закупки = Остаток на конец

  • обосновать выбранный процесс производства.

Рост продаж -> max

Производство

Остатки на складе <- min

Производственные мощности и помещения

Задача: описать как разместить предприятие, чтобы обеспечить рабочий процесс.

Определяем состав и стоимость оборудования и необходимую для него площадь. Поставщики могут предоставить дополнительную информацию об особенностях установки. С учётом всех требований распределяем оборудование на территории цеха. По нормам технологического проектирования закладываем размеры складских и вспомогательных помещений.

Как грамотно выбрать место для бизнеса

Составляем технологическую карту производства с учётом:

  • конструктивных особенностей зданий;
  • требований к расстановке оборудования: минимальный размер рабочего места, минимальное расстояние между станками и пр.;
  • логистических узлов;
  • инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализация, вентиляция и пр.);
  • требований СЭС и пожарной.

Рассчитываем минимальную необходимую площадь производства. Указываем есть ли помещения, земля в собственности. Если необходимо, рассчитываем стоимость аренды или стоимость быстровозводимых зданий для производственных цехов.

Нужно описать насколько удачно выбрано местоположение относительно потребителей, поставщиков сырья, транспортных магистралей, необходимости улучшениями доработки инфраструктуры.

Система управления качеством

Задача: выявить контрольные точки в процессе производства

Определяем на каких стадиях производства проводят контроль продукции на соответствие требованиям нормативных документов.


В ходе реализации проекта необходимо проводить план-фактный анализ результатов работы: сравнивать актуальные данные с запланированными показателями. Вносить изменения, дополнения в расчеты и текст бизнес-плана.

Как написать бизнес-план самостоятельно — пошаговая инструкция

Новости