При выборе ниши для бизнеса начинающие предприниматели ориентируются на спрос. Одна из самых стабильных ниш с точки зрения спроса — ритуальные услуги. В статье разбираем, что следует взвесить и какие услуги предложить на начальном этапе.

Плюсы бизнеса на ритуальных услугах
- Стабильный спрос. У похорон нет альтернативы — родственники усопшего вынуждены обратиться в агентство.
- Возможность расширения в смежные ниши и за счет предложения большего числа услуг. Например, собственная студия изготовления памятников.
- Рентабельный бизнес. В среднем по рынку — 25-30%.
- Относительно небольшие инвестиции на начальном этапе. Ритуальное агентство можно открыть, вложив 1-2 млн рублей, зависит от числа предоставляемых услуг.
Минусы
- Похоронный бизнес — отталкивающая, на первый взгляд, ниша. Этого ощущения у предпринимателя быть не должно. «Ничего личного».
- Конкуренция. Необходимо вклиниться в существующий рынок в городе. Следует тщательно продумать позиционирование — к примеру, предложить калькулятор для прозрачности конечного счета. Некоторые бюро ритуальных услуг предлагают довольно экзотические проводы близких в последний путь. Например, рассеивание праха в космосе.
- Поиск клиентов. Не секрет, что похоронщики предпочитают «дружить» с врачами и участковыми полицейскими, чтобы первыми — стараясь оставаться деликатным — предложить услуги.
- Общение с клиентами. Человеческое горе — часть работы. Организатору бизнеса и сотрудникам необходима психологическая устойчивость и чувство такта.
- Сложно продвигать ритуальные услуги. Инструменты вроде сэндвич-мэна на улице с флаерами не работают. Акции также стоит продумывать тщательно. Наиболее значимым остаётся географический фактор: за помощью в захоронении обращаются, как правило, в ближайшие к месту жительства бюро.
- Трудности с подбором персонала, особенно в небольшом городе (см. п. 1).
Минимальный набор услуг на начальном этапе
Похоронное бюро берет на себя все формальности — мало кто из родственников способен на осмысленные и активные действия в период проживания горя.
Обязательный минимум для ритуального агентства:
- доставка тела в морг;
- документальное оформление;
- организация опознания (если необходимо);
- помощь в выборе ритуальных товаров: гробы, венки, аксессуары;
- помощь с покупкой места на кладбище, заключение договора;
- церемония прощания;
- перевозка тела до места погребения;
- захоронение.

Крупные ритуальные бюро выходят за пределы минимума.
Например:
- развивают производство памятников;
- предлагают уход за могилой;
- услуга кремации;
- подготовка покойного: одежда, косметология;
- доставка цветов и венков;
- собственное кафе для поминальных обедов;
- мойка помещения на месте преступления или естественной смерти;
- организация похорон в соответствии с религиозными убеждениями человека или семьи;
- пакеты от эконом-вариантов до VIP;
- музыкальное сопровождение похорон.
Сфера похоронного бизнеса — специфическая, но прибыльная ниша.