С 1 октября 2020 перечень товаров, обязательный для маркировки, пополнился парфюмерной продукцией. Правила присоединения к системе в целом те же, что и для табака, обуви и лекарств, специфики немного. «Бизнесолог» расскажет, можно ли продавать туалетную воду без маркировки законно и что нужно сделать сейчас, чтобы продавать парфюмерию по новым правилам.
Сроки маркировки духов и туалетной воды
Обязательная маркировка парфюмерно-косметической продукции уже стартовала 01 октября. Производители больше не имеют права выпускать немаркированную продукцию. Тем не менее, продавать немаркированные остатки со складов еще можно в течение следующего года, до 01.10.2021.
1 октября 2021
до этой даты можно продавать остатки немаркированной продукции
Нормативную базу для обязательной маркировки духов составляют эти документы:
Ссылки на законы о маркировке духов 2020:
Процессы более или менее унифицированы и опробованы на других группах товаров: лекарствах, табачной продукции, обуви.
Код маркировки состоит из длинной последовательности символов (буквы и цифры). Маркировка состоит из кода товара, или GTIN (наименование в международной системе GS1), уникального серийного номера, ключа и кода проверки. Таким образом, подделать марку практически невозможно.
Визуально код маркировки DataMatrix, наклеенный на упаковку, выглядит как квадрат 2х2:
Какая парфюмерия подлежит маркировке
Ваш бизнес подпадает под обязательную маркировку, если вы реализуете товары с кодом (ТН ВЭД) 3303. Продукция соответствует российскому классификатору 20.42.11. Это: духи (20.42.11.110), туалетная вода (20.42.11.120), одеколоны (20.42.11.130).
Если это ваша группа товаров, вы являетесь участником оборота маркированной продукции.
Марка содержит информацию о товаре. При помощи приложения «Честный знак» покупатель может проверить происхождение товара. Идеология маркировки в том, чтобы максимально снизить оборот контрафакта.
Важно! Как уйти от маркировки парфюмерии? Никак. Только закрыв бизнес. Регистрация и работа с маркированными товарами – обязательное требование. Во-первых, с вами откажутся работать поставщики, поскольку факт приема-передачи продукции фиксируется в ЭДО. Во-вторых, покупатели сканировать марки будут. И это объясняется не столько проявлением гражданской покупательской активности, сколько щедрыми акциями со стороны «Честного знака».
Вот одна из акций:
> 1 млн
количество скачиваний приложения «Честный знак» в июле 2020 года
Штраф за реализацию немаркированной продукции – 5-10 тысяч рублей для ИП и до 300 тысяч рублей – для организаций (15.12 КоАП РФ).
300 тыс. рублей
штраф для организаций за реализацию товара без маркировки
Маркировка парфюмерии: что делать
Если вы покупаете для реализации российскую продукцию или импортируете иностранную, начать следует с регистрации в системе «Честный знак». Это бесплатно.
Для регистрации нужна электронная подпись. Если ее нет, оформите ЭП на генерального директора или ИП в ближайшем удостоверяющем центре. Чтобы работать с ЭП, установите на рабочем компьютере КриптоПро или ViPNet. Это общая рекомендация. Скорей всего, если вы сдаете отчетность в налоговую через интернет, вы готовы и к регистрации в «Честном знаке».
Далее – переходим по ссылке https://markirovka.crpt.ru/register и регистрируемся.
В идеале – следовать инструкции, которую составили в «Честном знаке» в формате видеороликов (см. в разделе «Обучающий центр»). Вы заполняете профиль с данными организации или ИП (вкладка 2).
На обработку данных у «Честного знака» уходит от нескольких минут до получаса. Если серверы загружены и случаются перебои на сайте, ответ может прийти в течение суток. Продавцы обуви, которые откладывали регистрацию до последнего, получали уведомление о регистрации глубокой ночью или на следующий день.
Если разбираться в тонкостях маркировки парфюма не хочется совсем, есть альтернатива – обратиться в организацию, где это сделают за вас. Как правило, это IT-компании, которые занимаются продажей онлайн-касс и настройкой кассового ПО. Стоимость работ – 2-6 тысяч рублей.
Инструкция для продавца парфюмерной продукции
Если вы только получаете продукцию от поставщика, этого достаточно. «Честный знак» предоставляет возможность бесплатного обмена данными – собственный ЭДО. Вы получаете очередную партию товара, параллельно – накладную в электронном виде с перечнем марок.
У вас два варианта работы с поставщиком:
- принимать накладную не глядя;
- сверять марки с фактическим приходом.
Рекомендуем руководствоваться принципом «доверяй, но проверяй». Если вы официально примете марку, то подтвердите ее наличие. Вы отвечаете за эту единицу спиртосодержащей продукции. Если эту самую марку «пробьют» в другом месте или вдруг начнете продавать марки, которые не приняли официально, это чревато штрафами. Такая ситуация может возникнуть, например, если коробки при отгрузке перепутают. Если вы обнаружили несоответствия, при приемке воспользуйтесь функцией «принять частично».
На что придется потратиться
- Онлайн-касса. Кассовое ПО должно быть прошито до последней версии, чтобы касса через оператора фискальных данных передавала информацию не только в налоговую, но и в «Честный знак».
- 2D-сканер, читающий код DataMatrix. Пригодится при приемке и при продаже. Когда на кассе сканируется товар, эта марка выводится из оборота.
- По желанию. Коммерческий ЭДО, в отличие от бесплатного, обладает расширенным функционалом, дружелюбным интерфейсом, поддержкой. Бесплатный ЭДО предоставлен ЦРПТ.
Импортеру
Если вы импортируете парфюмерию самостоятельно, вам придется погрузиться в процесс маркировки глубже.
Во-первых, придется заняться описанием товаров самому. Форма доступна после заполнения профиля.
Во-вторых, вы заказываете коды маркировки в «Честном знаке». Стоимость одного кода – 50 копеек без учета НДС. С НДС – чуть больше. Сумму снимут с баланса в личном кабинете. В следующем сообщении придут коды.
Маркировать иностранную продукцию может непосредственно производитель, которому вы отправляете полученные коды, или на таможенном складе. Главное правило – при пересечении границы марка должна быть.
Маркированные товары отразите в таможенной декларации, графа 31. Когда товар пересек границу и оказался у вас, его нужно ввести в оборот. Для этого код маркировки необходимо преобразовать в формат DataMatrix и наклеить на потребительскую упаковку. Если импортируете большими партиями, есть смысл формировать агрегированные коды, в которые вносится несколько кодов.
Важно! Срок действия самой марки – бессрочный. Однако между заказом марки и вводом в оборот должно пройти не более 60 дней, иначе коды станут недействительными. Их придется перезаказывать.
На что придется потратиться
Кроме онлайн-кассы 2D-сканера и усиленной электронной подписи, для работы понадобится принтер для печати кодов маркировки:
- термопринтер: бюджетный вариант, лучше применять, если уверены, что распродадите товар за полгода, иначе поблекнет печать;
- термотрансферный принтер: более дорогой, но и печать держится долго.
Затраты на первый тип принтеров этикеток составят 8-10 тысяч рублей, на второй – до 15 тысяч рублей, плюс довольно дорогие расходники (риббоны), от 70 до 600+ рублей за рулон.
Есть компании, которые предоставляют услуги по печати этикеток на термотрансферных принтерах. Оцените свои обороты и объемы продукции и решите, что для вас выгоднее.
Особенности правил маркировки духов и туалетной воды
Хорошая новость. Маркировка остатков парфюмерии не предусмотрена, как это было, например, с остатками обуви, когда функцию упрощенной маркировки возложили на розницу.
Не нужно маркировать:
- тестеры и выставочные образцы, поскольку не предназначены для продажи. Если в качестве тестера вы используете один из маркированных флаконов, выведите его из оборота.
- твердые духи (карандаши) и кремообразные.
Маркировка наливной парфюмерии предусмотрена. Принцип тот же, что применялся при маркировке лекарств. Из оборота постепенно, по блистеру, выводится из оборота одна упаковка лекарства, например, «1/3» от упаковки, если покупают один блистер из трех.
В этом случае процедура маркировки духов на разлив такова: код должен быть на изначальной таре. По мере продаж указывайте выводимую из оборота долю.
Помимо неудобства самой процедуры, здесь еще одно «но»: подойдет не любое кассовое ПО. Перед началом работы убедитесь, что ваша касса так умеет. Прошейте ККТ и обновите ПО до последней версии.