Разрешительный режим продаж маркированных товаров

С 1 апреля 2024 года вступает в силу разрешительный режим продажи маркированных товаров. Система «Честный ЗНАК» проверяет валидность кода маркировки перед продажей через кассу и не пропускает те, в сканировании которых возникает ошибка. Розничные продавцы должны быть готовы к изменениям.

Как подготовиться к работе с маркировкой

Владельцам бизнеса необходимо получить УКЭП и завести личный кабинет в системе «Честный Знак». Для работы понадобится подходящее оборудование – онлайн-касса и сканер 2D штрих-кодов.

Помните, что вся аппаратура и устанавливаемое на нее ПО должны подходить для работы с системой «Честный Знак». Вероятно, некоторые названные позиции придется обновить или докупить. Персонал необходимо обучить работе с нововведениями. Далее приступайте к тестовым продажам заблаговременно.

Суть разрешительного режима

Посредством сканера штрих-кодов при реализации товара сканируется его маркировка, запрос отправляется в систему «Честный ЗНАК». Если возникают проблемы с продукцией или ее кодом, касса выдает ошибку, продажа этого товара блокируется. Если в момент передачи информации нет интернета или связи, проверка выполняется офлайн, а полученные данные берутся из базы продавца.

Категории товаров, которые планируется проверять

Разрешительный режим распространяется на табачные изделия, пиво и пивные напитки, молочную продукцию, упакованную воду, антисептики, БАДы, обувь, фотоаппараты, шины, одежду, духи и безалкогольные напитки. Для других товаров маркировка пока не требуется. Под прицел проверки в будущем могут попасть кресла-коляски и велосипеды.

Если отказали в продаже товара

Отказать в продаже товара могут по разным причинам: от отсутствия данных о коде Data Matrix до превышения МРЦ или истечения срока годности. Проверка направлена на борьбу с незаконной торговлей и позволяет избежать штрафов.

Маркировка товаров легкой промышленности

В какие сроки будут запущены проверки

У всех категорий товаров есть свои даты начала проверок. Онлайн-запуск начнется в следующие периоды:

  • С 01.04.2024 – табак, пиво и слабоалкогольные напитки;
  • С 01.05.2024 – вода в упаковках и молочные продукты для крупных торговых сетей, где более 50 точек ритейла;
  • С 01.09.2024 — вода в упаковках и молочные продукты для остальных участников рынка;
  • С 01.11.2024 — пиво и слабоалкогольные напитки в потребительских упаковках, антисептики, БАДы, обувь, фотоаппараты, шины, одежда, духи;
  • С 05.02.2025 – безалкогольные напитки (за исключением морсов, соков и продуктов на основе растительных ингредиентов) в стеклянной, полимерной или алюминиевой упаковке;
  • С 01.04.2025 – молочная продукция;

Офлайн-проверки начнутся с:

  • 01.03.2025 — все категории маркированных товаров (кроме безалкогольных напитков);
  • 01.06.2025 – безалкогольные напитки онлайн и офлайн.

Какие меры предпринять, чтобы подготовиться к нововведениям

Для того, чтобы начать продавать товары законным методом, розничным предприятиям нужно запросить ключ доступа в систему «Честный ЗНАК», обновить кассовое ПО, настроить бизнес-процессы для обработки отказов и обучить персонал работе с ошибками и отрицательными откликами системы. Важно также внимательно выбирать поставщиков и следить за качеством продукции. Оборудование и ПО выбирайте качественное и отвечающее всем требованиям к правильной маркировке товаров.

Уже сейчас готово несколько кейсов для программного обеспечения кассовой техники, помогающих в блокировке незамаркированных продуктов или с истекшим сроком годности. Такими новостями могут похвастать компании АТОЛ, Эвотор, «ЦОР» («Штрих-М»).

Новости