Разработка любого сайта начинается с продумывания структуры. Правильная с точки зрения SEO структура интернет-магазина закладывает фундамент для всего последующего процесса его продвижения. Как охватить максимум ключевых запросов? Какие разделы должны быть представлены на сайте? По каким фильтрам посетитель будет искать товары? — вы найдете ответы на эти вопросы, проработав структуру вашего будущего сайта по нашей инструкции.
Типовая структура интернет-магазина обычно основывается на перечне реализуемых товаров и их свойствах. Так, типы товаров составляют основной каталог, а свойства формируют фильтры. Между тем, при таком подходе высок риск упустить поисковые запросы, способные привлечь покупателей. Кроме того, традиционный подход к разработке структуры интернет-магазина не предусматривает масштабирования бизнеса. Впоследствии, если компания, например, решит расширить ареал обслуживания с одного города на несколько областей или всю Россию, сайт может оказаться не готовым к размещению дополнительных — гео — запросов.
Правильная структура интернет-магазина — это такая, которая охватывает максимум тематических запросов и при этом имеет четкую логику. Грамотно разработанная структура ложится в основу навигации по сайту: если она будет удобной для пользователей, сайт получит преимущества в поведенческих факторах. А стройная, логичная карта сайта позволит быстрее индексировать страницы поисковым роботам. И больше вероятности, что ваш сайт будет правильно отображаться в поисковой выдаче.
Для интернет-магазинов вопрос правильной разработки структуры особенно критичен. Если дизайн сайта можно менять сколько угодно в любое время, то вносить изменения в уже существующую логику разделов каталога и фильтров проблематично. Перестройка логики может обернуться потерей позиций в выдаче поисковых систем. Поэтому очень важно разработать правильную SEO-структуру интернет-магазина с самого начала.
Вне зависимости от того, создаете ли вы интернет-магазин своими руками или заказываете в веб-студии, работать над структурой лучше самостоятельно. Вряд ли посторонний человек понимает ваш бизнес лучше, чем вы сами.
Ниже подробно рассмотрим методику разработки структуры интернет-магазина. В конце статьи вы найдете список рекомендованных онлайн-сервисов и программ для работы над структурой сайта.
SEO ориентированная методика разработки структуры сайта интернет-магазина
Методика основывается на работе с семантическим ядром и идеально подходит для интернет-магазинов любого масштаба.
Процесс разработки SEO ориентированной структуры сайта состоит из следующих этапов:
- Сбор ключевых слов
- Чистка семантического ядра
- Кластеризация
- Анализ и отбор
- Лемматизация и сортировка
- Формирование структуры сайта
Не пугайтесь незнакомых слов. Они звучат намного сложнее, чем обозначаемые ими процессы. Разберем все по порядку в пошаговой инструкции.
1. Сбор ключевых слов
На этом этапе необходимо вооружиться специальным сервисом или программой для сбора ключевых слов. Можно, конечно, собирать их вручную в Яндекс.Вордстат, но это слишком утомительно. К сожалению, наиболее удобные сервисы для работы с ключами — платные. Но цены доступные, а сэкономленное время при работе с семантическим ядром в несколько десятков тысяч запросов — бесценно:
- Rush Analytics
- Букварикс
- Словоеб
- Key Collector
- Serpstat
- SpyWords
и др.
«Бизнесолог» рекомендует программу KeyCollector: в отличие от онлайн-сервисов, здесь оплата производится единоразово (29$ на момент публикации этой статьи). Дальнейшие инструкции будут приводиться на примере работы с этой программой.
Перед сбором ключевых слов выпишите все слова, которые вам придут на ум, так или иначе связанные с вашей темой. Лучше всего выписывать словосочетания из 2-3 слов, чтобы отсеять заранее совсем уж неподходящие запросы. Отдельные — одиночные — слова выписывайте только в том случае, если они прямо называют ваш товар.
Например, если вы продаете смартфоны, не выписывайте как отдельный ключ слово «телефон». В этом случае программа подтянет к нему кучу «мусорных» запросов, которые вы будете чистить целую вечность (например, «телефон доверия», «телефон налоговой» и пр.). Слово «смартфон» уже более целевое, и можно выписать его отдельно. Пишите «смартфон», но «купить телефон», «выбрать телефон», «лучший телефон» и пр. И, разумеется, слова, называющие производителя или конкретную модель, уже можно использовать автономно: Iphone, Xiaomi, Redmi и пр.
Загрузите получившийся список слов в KeyCollector (или другой сервис, который вы выбрали), нажмите кнопку подбора ключевых запросов и ждите.
Ниже вы можете прочитать более подробную инструкцию по работе с KeyCollector на этапе сбора ключей. Если не собираетесь делать этого прямо сейчас, а хотите просто ознакомиться с методикой разработки структуры интернет-магазина, переходите к следующему шагу.
Сбор ключевых слов и частотности в KeyCollector
Читать подробнее
Откройте программу KeyCollector, создайте проект, нажмите кнопку «Пакетный сбор слов из левой колонки Яндекс.Вордстат» (п. 1 на рисунке):
Загрузите списком слова и фразы, записанные вами ранее. Обратите внимание на возможность исключить из подбора слова, уже существующие в данном проекте (п. 2). Это полезная функция, если вы вспомните какие-то еще фразы и захотите дособирать семантику в дальнейшем.
Когда программа закончит сбор слов, соберите статистику по точной частоте их использования. Точная частотность — это частота запроса именно в той форме, в какой вы его видите, без дополнительных слов. На языке Яндекс.Вордстат это запросы, заключенные в кавычки с восклицательным знаком впереди.
При необходимости отметьте регион и отрегулируйте прочие настройки.
2. Чистка семантического ядра
Этот этап, пожалуй, самый долгий. Чистить семантическое ядро можно вручную, выгрузив весь список ключей в Excel или Google таблицу (там есть фильтры по словам).
При работе в KeyCollector для этого можно воспользоваться функцией «Анализ групп»:
Выбираем все ненужные слова, закрываем окошко «Анализ групп», и в общем списке ключей остаются отмеченными те, которые мы отобрали. Их можно удалить:
Поисковые запросы с нулевой частотностью удалять не нужно: по ним можно получать трафик в дальнейшем. Особенно это актуально, если вы выводите на рынок новый продукт.
Удалять или нет некоммерческие запросы (со словами «скачать», «читать», «смотреть» и т.п.) — решать вам. С одной стороны, эти запросы не являются целевыми. С другой — включение подобных слов в структуру сайта может способствовать росту трафика. Если вы планируете вести блог интернет-магазина и продвигаться статьями, эти запросы лучше оставить.
Однозначно удалять нужно запросы, которые никак к вашему бизнесу не относятся. Например, вы продаете посуду, и в исходных ключах прописали «розетка для варенья». Программа вполне может ошибочно подобрать запросы к слову «розетка», никак с темой посуды не связанные (например, «розетка для сварочного аппарата»). Современные приложения для работы с семантикой, впрочем, умеют отличать варенье от сварочных работ. Тем не менее, подобные казусы иногда случаются. Поэтому многое придется чистить вручную. Это очень долгая, кропотливая работа. Но ничего невозможного нет. Подключайте к работе сотрудников своей компании. Вместе веселее.
Пример от «Бизнесолога»
«Бизнесолог» часто публикует статьи, оптимизированные по запросам, содержащим слово «сам» («сделать самому» и пр.). И при подборе ключей к «самому» (в значении «самостоятельно») подтягивается и прилагательное «самый». Так, на этапе подбора семантики для статьи «Как сделать интернет-магазин самостоятельно» пришлось вручную перебрать огромное количество запросов со словом «самый» (типа «самый лучший интернет-магазин»). Как оказалось, KeyCollector не различает значений слов, имеющих омонимичные формы.
3. Кластеризация
Кластеризация — это объединение похожих по смыслу запросов в группы. На этом этапе необходимо включать голову в большей степени, чем на каком-либо другом.
Кластеризация нужна, чтобы избежать размещения на одной посадочной странице интернет-магазина запросов с разными пользовательскими намерениями: коммерческих и информационных.
Так, например, запросы «люстра для гостиной в классическом стиле» и «купить люстру для гостиной в классическом стиле» похожи по семантике, но разные интенционально (от лат. «интенция» — намерение). Первый — информационный. Человек, вбивающий такой запрос в поисковую строку, скорее всего, ищет фотографии. Или информационные материалы о дизайне интерьера, статьи. В то время как второй запрос уже «горячий», коммерческий. Понятно, что посадочные страницы для этих двух запросов должны быть разные. Следовательно, их нельзя объединять в один кластер.
Точность кластеризации. Сколько запросов должно быть в одном кластере?
В одном случае кластер может содержать 2-10 запросов. В другом — 50. Для разработки структуры сайта интернет-магазина группы запросов не должны быть слишком большими. Лучше всего ориентироваться на емкость кластера (совокупную частотность всех входящих в кластер запросов) и определить свои пределы этого значения для кластеризации. Следует соблюдать логику при построении структуры сайта: на посадочных страницах основных разделов размещать запросы из наиболее емких кластеров, на страницах блога или отдельных товаров — из наименее емких.
Геозапросы
Если вы планируете доставлять товары по всей России, нужно как следует продумать логику внедрения геозависимых запросов на ваш сайт. Так, например, фразы «интернет-магазин светильников Иваново» и «интернет-магазин светильников Бологое» будут технически вести на одну посадочную страницу или на разные?
46% запросов в Google
являются геозависимыми и содержат упоминание населённого пункта
Собирайте кластеры с учетом географии. Подробнее о геозапросах читайте в статье «SEO тренды 2020».
4. Анализ и отбор
При работе с широким семантическим ядром, включающим несколько тысяч запросов, вы непременно столкнетесь с невозможностью размещения всех запросов в структуре каталога.
Например, вы имеете такие кластеры:
- «люстры из италии»
- «немецкие люстры»
- «люстра для кухни»
- «купить люстру с позолотой»
- «хрустальные люстры»
и т.п.
Видно, что каждый кластер, помимо разницы интенций, основан на совершенно разных свойствах, признаках товаров. И эти признаки не являются взаимоисключающими. То есть люстра для кухни, например, может быть хрустальной или пластиковой. А хрустальная люстра может быть как для кухни, так и для гостиной или для спальни.
Какие кластеры помещать в основные разделы, а на основе каких формировать фильтры — вопрос индивидуальный. Это зависит от масштаба ассортимента вашего интернет-магазина. Так, если вы продаете только люстры, вполне разумно будет ввести основные разделы каталога «для гостиной», «для кухни», «для спальни» и пр. Но если вы реализуете товары разных категорий, настолько подробная классификация для разделов уже будет избыточной.
Отберите наиболее емкие кластеры на основе какого-то одного общего признака (тип товара / материал / стиль / страна производства и пр.), на основе которых можно сформировать главные разделы интернет-магазина.
Для работы с остальными ключами переходите к следующему этапу.
5. Лемматизация и сортировка
Лемматизация — это приведение всех слов семантического ядра к начальной форме.
Удобный для этого сервис — https://arsenkin.ru/tools/lemma/. Скопируйте все фразы в окно лемматизатора и запустите процесс. По окончании анализа вы получите список всех слов с количеством их использования в поисковых запросах:
Скопируйте все слова в таблицу и напротив каждого слова напишите, к какой категории признаков или свойств его можно отнести. Например, «белый», «красный», «золотой» — это цвет. «Светодиодный», «лед», «пульт», «ip» — технология, и т.п. Это также целиком и полностью ручная работа, которая требует времени и внимания.
Заполните новую таблицу, прописав в шапке категории, определенные шагом ранее. Отделить слова с общей категорией от других можно, воспользовавшись тем же фильтром, который мы использовали при чистке семантического ядра:
Копируем отфильтрованные слова и вставляем их в столбец соответствующей категории в новой таблице:
Неизвестно, сколько столбцов получится конкретно в вашем случае. Но теперь вы имеете основу для построения логичной SEO-ориентированной структуры интернет-магазина.
6. Формирование структуры страниц интернет-магазина
Теперь осталось только выбрать, на основе каких категорий вы создадите разделы и подразделы, на основе каких — фильтры, а какие слова уйдут, например, в блог или на страницы отдельных товаров.
Рисуем структуру интернет-магазина — в виде схемы или той же таблицей. Схематичная структура сайта в виде Mind Map (диаграммы связей) удобна тем, что на ней можно отобразить не только уровни вложенности страниц, но и логику их перелинковки:
К каждому разделу, соответственно, присваиваем свой кластер. Делаем интернет-магазин. Пишем тексты для страниц на основе отобранных кластеров.
Используя такую методику разработки структуры интернет-магазина, можно получить удобное, вместительное меню сайта, фильтры, логично выстроенные разделы и подразделы, вмещающие множество запросов. При этом структура остается гибкой: можно легко задействовать в продвижении сайта низкочастотные запросы, оптимизируя под них страницы отдельных товаров или записи в блоге компании.
Представленный здесь метод разработки SEO ориентированной структуры сайта подходит не только для интернет-магазинов, но для любых проектов — как для создания сайта с нуля, так и для оптимизации структуры уже существующего ресурса.
Программы и сервисы для проработки структуры каталога интернет магазина
Работа с семантическим ядром:
- Rush Analytics
- Букварикс
- Словоеб
- Key Collector
- Serpstat
- SpyWords
Лемматизаторы:
Отрисовка структуры интернет-магазина в виде схемы:
- draw.io
- Dia
- yEd Graph Editor
- creately.com
- grapholite.ru