Особенности защиты прав потребителей в дистанционной торговле

Особенности защиты прав потребителей в дистанционной торговле

Порядок торговли в удаленном формате описан ст. 26.1 закона № 2300-1 от 07.02.1992 года. Заключать договоры розничной продажи разрешается дистанционно. Для согласования условий о цене и предмете сделки применяются каталоги в бумажном или электронном виде. При этом потребитель должен получать полную и достоверную информацию о продукции.

Базовые правила

Общее определение дистанционным продажам дает ст. 497 ГК РФ. Договоры признаются исполненными в момент доставки товара и вручения его покупателю. Моментом заключения соглашения становится выдача кассового чека.
Правила детализируются правительственным постановлением № 612 от 27.09.2007 года. Если речь идет о лекарственных препаратах или спиртосодержащей продукции с долей этанола 25% и более, применяется распоряжение № 607.

Маркировка парфюмерии 2020: что надо знать рознице

Не могут реализовываться удаленно товары, оборот которых ограничен на территории РФ.

До заключения сделки стороны оговаривают количество и наименование продукции, цену, сроки эксплуатации, время и стоимость доставки. Определению подлежит также порядок оплаты и гарантийного обслуживания. Потребитель имеет право на получения полной информации о магазине, включая фирменное название, регистрационный номер. На этом этапе согласовываются все скидки. Идентификация предмета договора производится с помощью артикулов, описаний, фотографий, схем и прочих наглядных материалов.

В письменном виде данные предоставляются клиенту в момент доставки. В документе должна содержаться следующая информация:

  • соответствие товара конкретному техническому регламенту или стандарту;
  • сведения о составе пищевых продуктов, свойствах непродовольственных изделий;
  • итоговая цена в рублевом эквиваленте;
  • гарантийный срок;
  • порядок безопасного использования;
  • период службы, годности;
  • адреса продавца и изготовителя;
  • подтверждение соответствия изделия обязательным стандартам;
  • отметка об энергетической эффективности;
  • правила хранения.

Если магазин реализует бывшие в употреблении вещи, он должен предупредить об этом покупателя. В письменном виде потребитель уведомляется обо всех недостатках и повреждениях, степени износа. Впоследствии клиент не может выдвигать претензии относительно таких дефектов.

Кроме того, продавец обязан известить покупателя о возможности отказа от сделки в течение 7 дней. При отсутствии письменного уведомления вернуть продукцию надлежащего качества гражданин вправе на протяжении 3 месяцев.

Дистанционная торговля не освобождает бизнесменов от необходимости применения контрольно-кассовой техники. Чеки высылаются клиентам в электронном виде на e-mail или мобильный телефон. Цифровые документы имеют юридическую силу.

Оплата принимается разными способами. Допустимыми признаются:

  • банковский или почтовый перевод;
  • перечисление средств на электронный кошелек;
  • наличный расчет с курьером.
Как законно использовать электронные кошельки в бизнесе

Во всех случаях продавец обязан придерживаться законодательства РФ. На него возлагается ответственность за конфиденциальность и защиту персональных данных.

Особенности возврата товаров

Отказаться от сделки и получить денежные средства потребитель вправе при соблюдении ряда условий. Продукция должна сохранить товарный вид, иметь неповрежденные заводские пломбы и ярлыки. Клиент обязан предъявить доказательства приобретения вещи в конкретной торговой точке. При отсутствии документов он может ссылаться на иные доказательства, например, на электронную переписку.

О своем решении необходимо уведомить магазин. Сделать это можно заказным письмом либо цифровым сообщением. Во втором случае придется позаботиться о подтверждении факта получения требования. В качестве такового может выступать системное оповещение, поступившее на e-mail.

Возврат средств производится продавцом за вычетом издержек на доставку. При этом оплатить потребитель должен транспортировку товара в оба конца. Перечисление суммы на указанные гражданином реквизиты осуществляется не позднее 10 дней с момента официального отказа.

Правила возврата некачественной продукции не меняются. Покупатель может вернуть вещь с возмещением полной стоимости. Взыскивать плату за доставку продавец не вправе. Выдвинуть претензии относительно дефектов клиент должен в период гарантийного обслуживания или до истечения срока годности. Если таковой не установлен, период признается равным двум годам.

Игнорирование обращений потребителя является основанием судебного разбирательства. Подать заявление можно по месту жительства истца или юридическому адресу ответчика. Пошлина не взыскивается в силу ст. 17 закона № 2300-1. Помимо стоимости покупки с продавца взыскивают штраф в размере 50% от удовлетворенных требований, компенсацию морального вреда и возмещение процессуальных расходов.

Новости