Гарантийные обязательства по договору поставки: как грамотно прописать

Гарантийные обязательства по договору поставки: как грамотно прописать

Гарантийные обязательства по договору поставки должны включать объем ответственности сторон, период действия, порядок выявления и устранения недостатков товаров. Во избежание споров пункт о гарантийном обслуживании дополняют различными запретами, ограничениями, правилами. Как не допустить ошибку — рассказала юрист Елена Гордеева.

Гарантийные обязательства по договору поставки прописываются в рамках статьи 470 ГК РФ. Термином обозначают обязанность продавца предоставить покупателю качественную продукцию. Товары должны сохранять потребительские свойства в течение всего периода службы или иного разумного срока.

Как включить гарантийные обязательства в договор

Гарантия предоставляется конечному покупателю изделия. При возникновении споров именно продавец доказывает качество товара. Если в процессе эксплуатации обнаруживаются дефекты, поставщик должен подтвердить отсутствие своей вины (ст. 476 ГК РФ). При урегулировании конфликта ключевое значение приобретает момент возникновения недостатков и причина повреждений.

В договоре закрепляют:

  • срок гарантии и правила его исчисления;
  • границы ответственности поставщика;
  • правила обслуживания.
Срок договора поставки: как правильно согласовать

Обязательство прописывается в контракте. Допускается также оформление гарантийных сертификатов. В этом случае партнеры ограничиваются ссылкой на документ в основном соглашении.

Гарантийные обязательства по договору поставки: образец сертификата
Гарантийные обязательства по договору поставки: образец сертификата

Если стороны не включили условие о гарантийных обязательствах в договор поставки, претензии по недостаткам предъявляют в соответствии со ст. 475 – 477 ГК РФ. На выдвижение требований нормы отводят 2 года. Однако покупателю самостоятельно придется доказать отсутствие вины в образовании дефектов.

Гарантийный срок в договоре поставки: принципы исчисления

Законодатель не ограничивает участников договора в установлении конкретного гарантийного срока. Стороны вправе сократить период до нескольких недель или месяцев, распространить обязательство на весь срок службы изделия. При этом правило о двух годах обойти не удастся. Если гарантия окажется меньше, покупатель сохранит возможность предъявить претензии по ст. 477 ГК РФ. При поставке сложного товара гарантийный срок определяют с учетом всех комплектующих деталей. Установление разных периодов не допускается.

Статья 471 ГК РФ признает начальной точкой отсчета гарантийного срока день передачи товара. Поставщик организует доставку либо вручает продукцию покупателю на месте. Суды также допускают исчисление с момента подписания товарной накладной и передаточного акта (постановления Западно-Сибирского окружного ФАС № Ф04-4944/2008(9727-А46-12), 18 ААС № 18АП-8303/2009). Исключения делают для транспорта. Если поставщик уклоняется от оформления приемки, гарантия начинает течь с даты, зафиксированной в ПТС.

Статья 471 ГК РФ не запрещает определять иные правила договором. При этом стороны не могут игнорировать условие о фактическом владении. Вне зависимости от содержания сделки, гарантийный срок не течет, если покупатель не имеет возможности использовать товар. Норма применяется при создании препятствий поставщиком.

Допускает законодатель и пролонгацию срока. Течение гарантийного периода приостанавливается при выявлении недостатков. Условием становится надлежащее извещение поставщика. Стороны могут закрепить в договоре и другие основания.

Отдельные правовые аспекты гарантии по договору поставки

Если устранить дефекты товара не удается, покупателю передают новое изделие. Гарантия на такую продукцию могут устанавливать двумя способами. Обязательство сохраняется до завершения изначального срока по договору или выдается на новый период.

Правила оговариваются соглашением. Жестких ограничений в ГК РФ не содержится. А вот после расторжения сделки гарантия по договору поставки прекращается. Соответствующее указание закреплено в ст. 453 ГК РФ. Впрочем, соглашение может предполагать иное.

Особое внимание при составлении контракта рекомендуется уделять границам ответственности. Гарантия, как правило, распространяется на весь товар и комплектующие детали. Иной объем обязательств необходимо прямо указывать в договоре. Детализация предполагает согласование следующих аспектов:

  • способы устранения дефектов;
  • сроки проведения работ, замены товара;
  • дополнительные условия гарантийного сервиса;
  • процедура возврата изделий поставщику;
  • распределение расходов.
Цена договора поставки: как правильно согласовать стоимость товара

Договором покупателю можно запретить попытки самостоятельного ремонта, вскрытия заводских пломб, технического обслуживания в сторонних салонах. В гарантии также предусматриваются способы устранения недостатков поставщиком. Если в контракте отсутствует гарантийный срок обслуживания, ликвидировать дефекты продавец обязан по правилам ст. 475 и 518 ГК РФ.

Автор: Елена Гордеева, юрист

Новости