Ниши для бизнеса 2022: перспективы

Перспективные ниши для бизнеса в 2022 году

Кризис — время сильных. Более 4 млн предприятий закрылись из-за пандемии. Одновременно Data insight прогнозирует стабильный рост электронной коммерции в 2023-2024 гг. Большие корпорации медленно разворачивают свой бизнес в сторону гостребований: проводят дезинфекцию, настраивают удаленные рабочие места. Амбициозным молодым стартапам проще адаптироваться к новым условиям. У них небольшие обороты, зато скорость и мобильность в принятии решений. Они могут быстро вывести товары на рынок пока «акулы бизнеса» меняют внутренние стандарты работы. В статье расскажем, на какие ниши стоит обратить внимание в 2022 году.

Как выбирать нишу для бизнеса

Ниша (от латинского «nidus» — гнездо) — «место на рынке», где встречаются продавец и покупатель. Это живой организм, который редко достигает абсолютной гармонии: предложений либо мало, либо слишком много. Задачи предпринимателя: вступить в игру в тот момент, когда спрос превышает возможности производителей.

«Основная трудность заключается не в том, чтобы разработать новые идеи, а в том чтобы отойти от старых»

Джон Кейнс, британский экономист

Шесть шагов выбора ниши для бизнеса

  1. Оцените свои возможности и интересы. Специализация, опыт, привычки, социальная группа — все имеет значение. Есть два пути развития: либо вы становитесь главным экспертом бизнеса, либо вы точно знаете где найти подходящих специалистов, которым доверяете. 
  1. Сравните ваше предложение с потребностями рынка. Проанализируйте частоту поисковых запросов по вашей тематике. Собрать статистику помогут сервисы Google Trends, Яндекс Wordstat. Здесь же можно подобрать ключевые слова для вашего будущего сайта или лендинга, чтобы увеличить трафик по ключевым словам.
  1. Проведите маркетинговое исследование выбранной ниши. Выявите проблемы и боли покупателей. Ищите «свободное пространство» на рынке, которое нужно скорее заполнить. Бизнес должен выгодно отличаться от сайтов конкурентов. Изучите предложения тех, кто попадает в ТОП-10 поисковиков. Составьте список: сильные стороны и недостатки. Посмотрите статистику продаж за 2-3 года. Определите сезонность: пики продаж и периоды падения спроса. Проанализируйте причины.
Как провести анализ рынка для бизнес-плана (на примере школы детского плавания)
  1. Создайте уникальное торговое предложение. Оно должно быть актуальным и понятным аудитории. Опишите какие выгоды получит покупатель. Отберите 1-3 важных характеристики вашего продукта, которых нет у конкурентов. Предложите клиенту улучшенный сервис: дополнительные услуги, скорость исполнения, гарантии, экономичность и пр.
  1. Подготовьте бизнес-план. Составьте два списка: инвестиционный вложений и ежемесячых расходов после начала работы. Рассчитайте минимальную и максимальную цену реализации, которая позволит покрыть ваши вложения. Сравните ее с рынком. Определите источники финансирования: собственные средства, инвесторы, банки, фонды. Совмещайте несколько ресурсов, чтобы получить «дешевые  деньги». 
Как написать бизнес-план самостоятельно — пошаговая инструкция

Запланируйте расходы на регистрацию бизнеса. Образцы бюджетов и примеры расчетов вы можете скачать в статье «Финансовый план бизнес-плана». 

  1. Тестирование. Запустите рекламную кампанию в соцсети или создайте лендинг. Посчитайте, сколько клиентов к вам обратилось за неделю, месяц. Проведите опрос: как они вас нашли, чтобы хотели улучшить. Сделайте email рассылку и проанализируйте, какие группы покупателей обратили внимание на товар.

Трендовые ниши для бизнеса 2022

Digital health

Телемедицина — онлайн-диагностика и консультации врачей. Популярный сервис за рубежом. Только начинает развиваться у нас. Это не «разговор» с фельдшером в районной поликлинике. Рекомендации дают аттестованные специалисты: Медси, Доктор рядом, Сбер Здоровье, Ниармедик. Врачи расшифровывают результаты анализов, ставят диагноз, назначают лечение, отвечают на вопросы. Другие направления медицинской сферы: разработка устройств для контроля состояния хронических больных, электронный оборот медицинских документов, онлайн-запись на прием.

В Минцифры России поставили цель к 2030 году: на 50% увеличить долю видео-консультаций, на 100% учет рецептов и медкарт, на 50% количество больных, которым обеспечен постоянный мониторинг здоровья. Для реализации планов нужны сервера, облачные хранилища, удалённые рабочие места врачей, веб-сайты и мобильные приложения.

Национальные проблемы, с которыми столкнется бизнес:

  • плохая связь. В 150 км от Москвы не у всех есть газ, свет, тем более интернет. В удаленных от центра регионах ситуация еще хуже. 
  • низкий уровень компьютерной грамотности. Трудности с установкой программ и регистрацией в личном кабинете.
  • консервативно настроенные пациенты. Старшее поколение  воспринимает онлайн врачей как «ненастоящих». Сомневаются в их квалификации.
  • безопасность конфиденциальной информации. Нужна дополнительная проверка того, что человек правомерно пользуется данными СНИЛС и страхового полиса.

Этому направлению бизнеса нужна информационная поддержка. Люди должны понять, что благодаря онлайн-медицине они экономят время, деньги и получают доступ к специалистам высокого уровня. 

Клининг

Ковид научил нас следить за гигиеной. До кризиса рынок клининговых услуг рос на 13% в год. В 2020 году просел на 1,5% из-за того, что не выжили небольшие фирмы. Сейчас сервис снова набирает обороты. По прогнозам, до 2025 года ожидается ежегодный прирост 2%-5%. Операторы рынка меняют структуру компаний: дифференцируют услуги и клиентскую базу.  Растет популярность дезинфекции помещений. Правительство обязало бизнес проводить санобработку зданий общественного питания, торговых помещений, жилых зон общего пользования. 

Новые ниши для бизнеса 2022 — эко-клининг «с заботой о природе». Уборка в домах, квартирах с использованием нетоксичных средств и материалов. Услугу чаще заказывают клиенты 30-45 лет с доходом выше среднего. 

Для старта бизнеса нужны оборудование, реклама, персонал, либо ответственные фрилансеры. Минимальный первоначальный капитал — 500 000 руб. При таких объемах выручка будет составлять до 100 000 руб. ежемесячно. По мере роста продаж придется улучшать техническую базу: покупать более мощную технику и средства для уборки.

Как открыть клининговую компанию: бизнес-план

Логистика

Запрет на выход из дома и ожидание инфляции заставляют людей тратить деньги в интернет-магазинах. Электронику, повседневные товары — все нужно доставлять «до двери». Логистический оператор DPD отметил рост объема перевозок в 2020 году на 89%, а выручки на 68%. 

Увеличение спроса позволяет поднимать тарифы. В среднем цены выросли на 5%-8%. Это приносит дополнительную прибыль.

Чтобы выиграть в логистическом бизнесе, нужно превзойти конкурентов по трем пунктам.

  1. Выбирать оптимальный маршрут.
  2. Обеспечивать сохранность посылки.
  3. Привозить точно в срок.

Ниши для бизнеса, связанные с логистикой, отличаются высокой конкуренцией. Цена, скорость, удобство — три критерия, по которым клиент выбирает логистическую компанию. В 2019 году Data insight проводили исследования. 40% покупателей отказывались от покупки из-за неудобной доставки. Возрос спрос на срочную доставку. Особенно готовой еды, продуктов, цветов. Причем у каждого магазина свой критерий — за час, за четыре часа, на следующий день. 

Ниши для бизнеса 2022: анализ проблем, связанных с доставкой товаров. Исследование Data Insight
Ниши для бизнеса 2022: анализ проблем, связанных с доставкой товаров. Исследование Data Insight
Мобильные приложения как инструмент улучшения сервисов доставки

Помощь бизнесу с выходом в «сеть»

В нише выделяют два направления. 

  1. Продвижение информации о компании. В особенно неблагоприятной ситуации оказались небольшие предприниматели, которые вели бизнес локально, «на местах». Ecommerce для них — непривычное дело. Предприниматели обращаются к интернет-маркетологам, чтобы создать контент, который поможет удержать продажи. 

SMM-агентства оказывают комплекс услуг: лидогенерация, разработка сайтов и посты в социальных сетях, промо ролики, коммерческие фотосессии. Это универсальный бизнес, который может обслуживать клиентов любого масштаба. Самые крупные вложения на старте — профессиональная команда и скоростной интернет. Минимальный штат: SMM-маркетолог, таргетолог, дизайнер, бухгалтер и юрист на аутсорсе. Дополнительно нужна финансовая «подушка безопасности» на первые 3-4 месяца. Клиенты приходят не сразу и всегда работают по постоплате. 

Контент-маркетинг: задачи, правила и табу
  1. Организация рабочих мест, помощь в подключении удаленного доступа и качественной связи для совещаний. Многие компании оказались не готовы к массовому переходу на home-office. Предпринимателям пришлось срочно перестраивать ИТ-инфраструктуру. Проблемы дистанционной работы: разграничение доступов, безопасность данных, плохое оснащение рабочего места. Руководители потеряли возможность контролировать сотрудников.

Бизнесу нужна техническая поддержка. Популярным стало направление разработки облачных хранилищ и использование личных устройств как рабочих.  Ее задача — сформировать в компании целостную удаленную цифровую среду. Комплексное облачное решение приближено к реальным офисным условиям. Дистанционную работу сотрудников контролирует специальное ПО. Оно сообщает руководству о возможных нарушениях дисциплины. Рабочие телефоны на местах переключают на смартфоны или домашние компьютеры. Разрабатывают сервисы совместной работы с файлами и документами, IP-телефонии, видеоконференций и пр. 

Спрос на такие ИТ-услуги продолжает расти и после пика пандемии. По данным Gartner, в 2021 году почти 96% компаний разрешили работать из дома 2-3 дня в неделю. Развитие форматов удалённой работы открыло новые ниши для бизнеса 2022.

Проблемы, которые мешают бизнесу развивать свою нишу

На рынке выделяются два тренда: сокращение экономики и рост инфляции. Это означает, что деньги дешевеют. Благосостояние людей будет расти с меньшими темпами, инфляция — с большими. Не самая благоприятная среда для развития бизнеса. Предпринимателям нужно искать ресурсы внутри компании: оптимизировать расходы, повышать профподготовку сотрудников, подбирать оптимальные цены и систему налогообложения. 

Три частых ошибки предпринимателей на старте бизнеса

  1. Не определили стратегию развития. В начале бизнес-карьеры кажется рано рассуждать о перспективах на 5-7 лет. Предприниматели отмахиваются от разговоров, убеждая, что планы не сбудутся. Но речь здесь не о цифрах, а о позиционировании компании в выбранной нише. Нужно понять, каким вы видите свой бизнес. Вы пришли на рынок, чтобы открыть маленький ларек в деревне, или вы — будущий супермаркет в центре города? Даже из первого продающего лендинга клиент должен понять, что вы пришли с серьезными намерениями, а не просто подзаработать, чтобы «дожить до вечера пятницы».
  1. Неверно выстроен диалог с покупателем. Людям не интересно слушать о других. Возраст компании или количество профессионалов в штате имеет значение только для руководства. Клиент хочет знать, как вы поможете лично ему. Покажите, как справляетесь с решением подобных проблем. Подарки, акции, пробные сеансы — приятный бонус для начала диалога. Сделайте всё, чтобы покупатель не отказался от бесплатного презента. Это в разы повышает вероятность того, что он заинтересуется вашей продукцией. 
  1. Не делегируете обязанности. Руководитель не должен думать о посторонних вещах: доставке воды или уборке. С расширением бизнеса нужны помощники. За 1-2 собеседования бывает сложно отличить профессионала от мошенника. Страшно делегировать работу, тем более доверять конфиденциальную информацию. Посторонний сотрудник будет допускать ошибки. Никто и никогда не сделает так хорошо, как вы. Но время — самый ценный и дорогой ресурс предпринимателя. Старайтесь подбирать людей, которые соответствуют своим обязанностям. Будет не так страшно передавать им «кусочек власти». Силы нужно направлять на решение стратегических задач. 

Люди могут зарабатывать деньги на всем: знаниях, информации, скачках курсов валют, внедрении новых технологий. Не всегда удается предсказать динамику рынка. Тридцать лет назад мы пили воду из колонки, теперь платим за нее деньги. Удачный выбор ниши для бизнеса 2022 — это честный разговор с собой. В-первую очередь, бизнес должен соответствовать вашим внутренним убеждениям.

Мифы о бизнесе: ожидания vs. реальность

Новости