Оценка бизнеса из обязанности перед законом постепенно превращается в инструмент управления предприятием. О ситуациях применения, подходах и методах — читайте в статье.
Оценка бизнеса — это определение цены предприятия (или доли в предприятии) экспертом-оценщиком. Можно обратиться к частному специалисту или в оценочную компанию. Например, в Московской Экспертизе Независимой (https://ocenka-men.ru/) оценка бизнеса, в зависимости от объёма материальных и нематериальных активов компании, обойдётся от 5 до 70 тыс. рублей.
Когда применяют
Есть ситуации, когда бизнес обязан приглашать оценщика:
- если нужно рассчитать долю владения одного или нескольких участников;
- когда компания приобретает или продает недвижимость в государственной собственности;
- продажа и любые формы реорганизации (слияние, поглощение);
- эмиссия ценных бумаг;
- страхование компании;
- обращение за кредитом, особенно по госпрограммам;
- добровольная ликвидация или банкротство;
- распродажа имущества для погашения долга перед кредиторами;
- принудительное взыскание налогов и пошлин со стороны государства.
Практика добровольного оценивания не распространена в России. Но этим инструментам не стоит пренебрегать.
Оценить стоимость бизнеса добровольно потребуется владельцам, если необходимо:
- понять реальную ценность компании на рынке;
- проанализировать «тормозящие» внешние и внутренние факторы;
- вложиться в направления, которые приносят наибольшую прибыль;
- не переплатить за операции с недвижимостью;
- привлечь инвесторов;
- оценить кредитоспособность — чтобы обратиться за наиболее выгодным предложением и не переплатить.
Подходы к оценке стоимости компании
Есть три основных подхода, которые применяют оценщики в своей работе. Чаще анализ представляет собой сочетание нескольких подходов и методов, которые используют при этих подходах.
Доходный подход
Смысл подхода — в оценке компании по ее прибыльности.
Опишем два основных метода доходного подхода.
Метод дисконтирования денежных потоков, при которой прогнозируемую прибыль умножают на ставку дисконта.
Метод капитализации дохода: V=D/R. То есть отношение чистой прибыли организации к ставке капитализации. Метод оценивает доход, который приносит каждый из активов.
Подходит стабильному бизнесу на относительно легко прогнозируемом рынке.
Затратный подход
Компанию оценивают исходя из издержек. Из двух аналогичных компаний дороже та, где издержки ниже.
Этот подход предполагает применение трех методов.
Метод чистых активов. Цена компании — это разница между активами и издержками (обязательствами). Метод не учитывает прибыль.
Метод ликвидационной стоимости. Стоимость предприятия — разница между активами и расходами на ликвидацию и погашение всех обязательств.
Применяется при упорядоченной и ускоренной процедуре закрытия бизнеса.
Затратный подход практически не учитывает нематериальные активы.
Рыночный, или сравнительный подход
Подход предполагает ориентацию на компании-аналоги, в идеале — из той же сферы и на той же стадии развития.
Перечислим известные в этом подходе методы.
Метод рынка капитала предполагает выявление и сопоставление операций на фондовом рынке за некоторый период.
Метод сделок — помогает найти сумму, в которую оценивают стопроцентный пакет акций похожей компании с нормальной ликвидностью.
Метод отраслевых коэффициентов. Предполагает вычисление коэффициента для типичного предприятия: магазин, кафе, АЗС и т.д. Рассчитывается как выручка плюс стоимость основных средств, складских запасов и лицензий.
Проблемы оценки бизнеса
Обозначим ряд проблем, с которыми сталкиваются при оценке бизнеса.
- Основная проблема — устранить любые субъективные оценки, человеческий фактор. Использование одних, «любимых» методов оценки и игнорирование других может исказить и привести к неверному результату. Тем не менее, даже закон защищает оценщика, позволяя тому отказаться от того или иного подхода (приказ Минэкономразвития России от 30.07.2007 № 256). На практике чаще всего отказываются от рыночного подхода.
- Сложно подобрать аналогичную компанию, чья стоимость уже известна, учтя при этом размер компании, специфику ее деятельности, роль на рынке, фазу развития и риски в похожих экономических условиях, — особенно при использовании сравнительного подхода.
- Сложно измерить, включить в стоимость или исключить из нее нематериальные активы, репутацию, имя на рынке.
- Иногда оценщик может упустить при подсчете факторы, которые ощутимо сказываются на цене предприятия, особенно при рыночном подходе. Например, стоит учесть адрес производства компании. Чем дальше производство от покупателя, тем выше стоимость издержек при сбыте продукции.
- Использование подходов в отрыве друг от друга. Так, доходный метод в отрыве от других может дать искаженную картину при составлении прогноза.
Ожидание и реальность
Вне зависимости от метода оценки результат всегда должен получаться одинаковым. Тем не менее, на практике такое происходит редко. Нельзя оценивать одинаковыми методами кофейню по франшизе, кондитерское производство и аутсорсинг бухгалтерских услуг.