Если вы заинтересованы в эффективном вложении денег, стоит подумать о том, как открыть свой магазин. Этот бизнес принесет стабильный доход и быстро окупится, если тщательно изучить всю необходимую информацию и избежать проблем, которые описаны в этой статье. Что нужно, чтобы открыть магазин? Предлагаем пошаговую инструкцию.
Анализ информации о конкурентах, услугах и ценах
Перед открытием магазина стоит проанализировать такую информацию:
- количество магазинов в районе, где планируется открыть магазин;
- наличие больших супермаркетов;
- каких магазинов больше (продуктовых или с хозяйственными товарами);
- ассортимент и ценовая политика;
- количество жителей, их уровень жизни (для спальных районов);
- какой продукции или услуг не хватает или маленький выбор.
Такую информацию можно узнать самостоятельно, использовать данные с сайтов (статистики данного региона, данные местных властей). Проанализировав полученные данные, можно определиться с основными факторами и выбрать:
- тематику магазина (салона);
- ассортимент продукции и услуг;
- ценовую политику.
Какой магазин выгодно открыть? Выбираем тематику
Проанализировав всю доступную информацию о магазинах и потенциальных клиентах, можно выбрать, какой магазин лучше всего открыть. Этот выбор будет зависеть от начального капитала, опыта работы и полученного образования.
Продуктовые магазины
Продуктовые магазины – с широким выбором продовольственной продукции или специализированные магазины (кондитерский, мясной, хлебобулочный).
Подойдет для начинающих бизнесменов, требует небольших вложений (от 650 000 руб.), окупается через 9-11 месяцев. Принесет стабильный доход, если торговать качественной продукцией, соблюдать главные требования Роспотребнадзора.
Хозяйственные магазины
Торговые точки с повседневными бытовыми товарами стоит открывать в небольших населенных пунктах. Продукция всегда популярна, но потребуется наличие сертификатов о качестве продукции. Небольшие вложения (480.000-570.000 руб.) окупаются в течение 11-15 месяцев.
Магазин одежды и обуви (для женщин, мужчин, детей)
Покупка одежды и обуви будет актуальна не только для взрослого населения, но и для детей (которые активно растут и постоянно требуется новая обувь и одежда). Стабильную прибыль принесет опыт в сфере продаж, качественная и недорогая продукция, постоянное обновление ассортимента.
Строительный и мебельный магазин
Материалы для стройки и для ремонта пользуются спросом и в кризисный период, и при росте благосостояния населения. Если открывать строительный или мебельный магазин, стоит выбирать поставщиков с большим выбором отечественной продукции (с сертификатами качества продукции и невысокими ценами).
Цветочный магазин
Торговую точку по продаже цветов (букеты, цветы в горшках, искусственные – для различных композиций и поделок) стоит открывать, если есть знания по уходу и продаже. Очень важно выбрать подходящее место для торговли (в торговых центрах, на оживленных улицах, вдали от конкурентов) для стабильного дохода.
В небольшом городе стоит открывать магазин с продукцией, которой не хватает в действующих магазинах. Ориентироваться на то, что часто заказывают в интернет-магазинах местные жители. Возможны такие варианты: магазин для автолюбителей (с аксессуарами и запчастями), магазин головных уборов и перчаток, лавка с восточными сладостями, блинная на колесах.
Какой магазин выгоднее открыть в 2020 году?
2020 год отметился в экономике масштабной пандемией и последующим кризисом. В 2020 многие направления оказались не то что выгодными, а сильно убыточными. Так, от кризиса в большей пострадали магазины товаров легкой промышленности: одежды, обуви… В то же время наблюдалось повышение спроса на товары для дома (пока люди сидели на самоизоляции, многие занялись ремонтом). Таким образом, в 2020 наиболее выгодными направлениями для торговли оказались продуктовые магазины и магазины товаров для дома, осуществляющие доставку.
Будут ли еще масштабные ограничения для торговли офлайн — неизвестно. Поэтому если вы столкнулись с вопросом, какой розничный магазин открыть в 2020, то «Бизнесолог» рекомендует выбирать направление товаров первой необходимости. Кроме того, открывая офлайн магазин, заранее продумайте возможность удаленного заказа и доставки ваших товаров.
Магазины других направлений можно открывать, если вы уверены в финансовой обеспеченности своего бизнеса настолько, чтобы выдержать несколько месяцев простоя в случае форс-мажора.
Подбор помещения
Выбор помещения для магазина является одним из главных этапов начала бизнеса. Хорошее расположение торговой точки принесет 75-80% успеха. Для продажи любой продукции или услуг подходящее помещение можно купить или взять в аренду.
Главные факторы, которые нужно учитывать при выборе:
- расположение – вдали от конкурентов, с большим количеством потенциальных клиентов;
- площадь – от 4-7 кв.м. для мобильных киосков и ларьков, до 45-70 кв.м. для магазинов с большим ассортиментом продукции;
- соответствие основным требованиям для стационарных торговых точек (записанные в СанПиН) – наличие канализации, водоснабжения, электро или газоснабжения, отдельный вход, наличие дополнительных помещений для сотрудников и хранения продукции, пожарная сигнализация и вентиляция;
- стоимость оплаты – кроме оплаты аренды (или стоимости покупки) помещения, стоит учитывать расходы на ремонт или перепланировку.
Важными аргументами при выборе помещения будет наличие парковки (для магазина площадью 60-75 кв.м. на 4-6 мест), удаленность от центральных районов, от места проживания владельца бизнеса.
При ремонте помещения нужно использовать безопасные и сертифицированные материалы.
Оборудование
После выбора помещения стоит обратить внимание на необходимую мебель и оборудование. Количество и разнообразие полок, стеллажей и витрин зависит от формата магазина, количества продукции.
Для хозяйственных магазинов потребуется большое количество полок, шкафчиков, стеллажей и витрин.
Для продажи продуктов питания – к прилавкам и полкам потребуются холодильные витрины и морозильные камеры (отдельно для мясной и молочной продукции, для рыбы и кондитерских изделий).
Дополнительно нужны весы и кассовый аппарат, которые необходимо зарегистрировать.
Все оборудование стоит покупать с сертификатами качества и гарантийными сроками. Обратить внимание на дизайн и состав материалов.
Персонал
Каких работников и какое количество необходимо подобрать?
Для небольшого магазина продуктов питания нужны:
- продавцы;
- уборщица;
- курьер (если есть услуга доставки);
- бухгалтер (2-3 раза в месяц).
Для больших магазинов нанимают администратора, водителя, бухгалтера (для ООО на полный рабочий день), большее количество продавцов для посменной работы.
Где искать сотрудников?
Экономный способ подбора персонала:
- можно самостоятельно расклеить объявления о свободных вакансиях;
- написать объявления о приеме на работу на сайтах и в соцсетях;
- ознакомиться с резюме на сайтах про поиск работы.
Дорогостоящий метод выбора сотрудников:
- воспользоваться услугами агентства по трудоустройству;
- предложить опытным работникам в магазинах с подобной продукцией зарплату и условия лучше, чем у других предпринимателей.
Нанимать сотрудников с опытом работы или новичков?
Если есть опыт работы у владельца бизнеса, открывается небольшой магазин с 2-3 сотрудниками и есть небольшой первичный капитал, можно принимать новичков.
Если планируется открытие специализированного магазина с большим ассортиментом, стоит нанять 1-2 специалистов с опытом продаж данного продукта.
Квалификацию персонала можно повышать с помощью курсов и тренингов.
Кроме опыта работы и образования, обращать внимание на аккуратность, коммуникабельность и на быстроту обслуживания покупателей.
Со всеми сотрудниками заключить трудовой договор и оформить санитарные книжки.
Регистрация и оформление документов
Любой вид бизнеса требует правильно оформленных и зарегистрированных документов. Для открытия магазина необходимо:
- зарегистрироваться как ИП (подойдет для начинающих бизнесменов, нужно меньше разрешений и документов), или ООО (подойдет для сети магазинов, для привлечения инвесторов, требуется для продажи алкогольной продукции);
- выбрать систему уплаты налогов (УСН, ОСНО или ЕНВД);
- зарегистрировать кассовый аппарат;
- оформить устав, открыть расчетный счет (для ООО).
Для предпринимателей, которые выбрали ОКВЭД по оптовой и розничной продаже продовольственной продукции, нужно отправить уведомление про начало предпринимательской деятельности в Роспотребнадзор. В уведомлении требуется указать:
- данные предпринимателя (ФИО и ИНН);
- юридический и почтовый адрес;
- виды ОКВЭД, по которым будет работать;
- точная дата начала работы;
- подтверждение соответствия всем требованиям (для помещения, оборудования, продукции и персонала).
Уведомление установленного образца можно отправить по почте, занести лично, отправить через сайт госуслуг (если есть электронная подпись).
Главные требования Роспотребнадзора (к помещениям, оборудованию, персоналу и продукции)
- Договоры с коммунальными организациями по предоставлению услуг.
- Наличие техпаспорта и договора аренды.
- Соответствие площади и условиям (вентиляция, освещенность, отдельный вход).
- Сертификаты качества для оборудования и продукции.
- Оформленные трудовые договора и санитарные книжки для всех сотрудников.
Роспотребнадзор проводит плановые (раз в 3 года) и внеплановые (если поступил сигнал о нарушениях) проверки. Если все документы оформлены и зарегистрированы, основные требования к помещению выполнены, тогда бизнес застрахован от штрафов при проверке.
Бизнес-план
Все расчеты при планировании работы любого заведения нужно оформить в финансовом плане. Такой бизнес-план нужно составлять и новичкам и опытным предпринимателям. Эти расчеты потребуются:
- Для новичков – при планировании начальных вложений, ежемесячных расходов, сколько нужно продать продукции, чтобы получать доход и выйти на быструю окупаемость.
- Для опытных бизнесменов – при получении кредита в банке, привлечении инвесторов.
В простом финансовом плане должны быть учтены такие расходы:
- покупка или арендная плата за помещение;
- закупка оборудования и мебели;
- ремонт помещения;
- затраты на ремонт мебели и оборудования;
- закупка продукции (первая и ежемесячная);
- зарплата сотрудников;
- оформление и регистрация документов (лицензия на продажу алкогольных напитков оформляется каждый год);
- оплата коммунальных платежей;
- рекламная кампания (перед открытием магазина, в течение работы).
Отдельно рассчитываются начальные вложения и ежемесячные платежи. Важно получать чистый доход выше ежемесячных обязательных платежей. От наценки на продукцию, количества покупателей, величины среднего чека и ежемесячной прибыли зависит прибыльность магазина, как быстро окупиться его открытие.
Выбор ассортимента и поставщиков
После анализа информации о конкурентах и выбора формата магазин, стоит определиться с выбором продукции для первой закупки. Для магазинов с продуктовыми и хозяйственными товарами стоит закупить небольшой ассортимент популярной продукции (молоко, хлеб, яйца, крупы и макароны — продукты, которые покупают каждый день).
Покупать продукцию можно на оптовых рынках самостоятельно, у производителей напрямую (если есть пекарни, фермы, фабрики), заказывать доставку через интернет на сайтах магазинов или производителей в других регионах.
При выборе поставщика обратить внимание на такие характеристики:
- цены на продукцию;
- ассортимент;
- качество продукции;
- условия для заказа и доставки;
- популярность продукции;
- репутация (соблюдение всех пунктов договора).
Для бесперебойной доставки качественной продукции нужно выбрать 2-4 поставщиков. В начале работы можно закупить маленькую партию одинакового продукта у 3-4 поставщиков. Сравнить качество, цены, условия доставки и выбрать самый подходящий товар в данной ситуации.
Реклама
Рекламную кампанию стоит начинать еще перед открытием магазина – за 2-3 недели до запланированного начала работы. Можно использовать разные способы, которые требуют значительных или минимальных затрат:
- Рекламные буклеты и флаеры (раздавать на улицах, бросать в почтовые ящики, оставлять в салонах) с информацией о скидках и акциях.
- Объявления в общественном транспорте и местной прессе.
- Реклама на сайтах бесплатных объявлений, в разных группах соцсетей.
- Заказать яркую вывеску с подсветкой и запоминающимся названием магазина.
- Провести дегустацию, установить скидки в первый рабочий день.
- Создать сайт магазина с услугой заказа и доставки заказа на дом.
В зависимости от суммы, рассчитанной на рекламу магазина, можно выбрать подходящий способ для рекламы. Если бюджет позволяет потратить большие суммы, стоит привлечь агентство.
Франшиза
Для предпринимателей без опыта в торговле оптимально открыть магазин известной марки — по франшизе. Такой вид бизнеса имеет свои особенности:
- не нужно самостоятельно выбирать ассортимент продукции и поставщика;
- мебель и оборудование предоставляется;
- вывеска и дизайн помещения уже разработаны;
- для персонала предоставляются курсы по обучению и фирменная одежда;
- нужно платить ежемесячный взнос;
- нельзя самостоятельно расширять ассортимент и проводить акции;
- длинный термин договора (от 5 лет);
- самостоятельное оформление и регистрация документов.
Работать по франшизе советуют тем, у кого есть собственные сбережения, кто хочет иметь небольшой и стабильный доход, не вмешиваясь в работу магазина.
Полезные советы для начинающих бизнесменов
Для предпринимателей с небольшим опытом работы стоит обратить внимание на подсказки, которые помогут избежать многих проблем при работе любого заведения:
- открывать магазин с продукцией, в которой хорошо разбираетесь;
- всегда продавать товары высокого качества;
- обязательно выделяться среди конкурентов (ценой, скидками, акциями, ассортиментом);
- постоянно вносить новинки;
- иметь денежный запас для непредвиденных расходов (ремонт оборудования);
- перед началом работы узнать в муниципальных органах про наличие действующих скидок для поддержки предпринимателей;
- работать самостоятельно как минимум первый месяц.
Каждый желающий сможет открыть магазин с популярной продукцией, который принесет стабильный доход в течение 12-16 месяцев, если следовать всем советам, которые описаны в этой статье.