Что изменилось в системе госзакупок: ключевые нововведения 2020 — 2021 гг

В 2020 – 2021 гг. система закупок заметно изменилась. Мы собрали информацию о наиболее важных нововведениях.

Закупка у единственного поставщика

В законе № 44-ФЗ появились новые основания заключения договора. Заказчикам разрешили прибегать к этому способу при приобретении работ или услуг по технической эксплуатации капитальных сооружений. Послабление распространяется на обслуживание объектов, находящихся в собственности организатора закупки или его хозяйственном ведении. Привлекать единственного поставщика можно для проведения ремонтных работ, обеспечения водоснабжения, охраны, отопления, подачи электричества, газа, вывоза мусора. Допустимым стало также заключение договоров аренды земель.

Более того, парламентариями скорректированы правила малых электронных закупок. Лимит теперь составляет 3 миллиона рублей на один заказ, а сроки заметно сокращены.

Изменения коснулись принципов размещения контракта по итогам несостоявшегося конкурса. Договор подписывается на условиях исходной документации с опорой на начальную максимальную цену. Решение о сотрудничестве с единственным поставщиком нужно согласовывать с контролирующим органом. Требование актуально при превышении стоимостью заказа предельных значений правительственного постановления № 961 от 30.06.2020 года.

Порядок и сроки такого согласования четко определены. Обращение должно поступить в антимонопольную службу в течение 5 рабочих суток с момента внесения сведений в единую информационную систему. На рассмотрение заявки законом отведено 10 дней. Заключить контракт разрешается при одновременном выполнении условий:

  • внесение поправок в текст, рекомендованных контролирующим органом;
  • истечение 10 суток после публикации документов о несостоявшейся закупке;
  • с даты согласования прошло не более 20 дней.

Правило не применяется к запросу котировок.

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

У заказчика появилась универсальная вилка. Обеспечение надлежащего выполнения заказа может варьировать в пределах от 0,5% до 30% начальной максимальной цены. При этом сумма должна превышать договорной аванс либо быть ему равной.

Наличие казначейского сопровождения расчетов теперь позволяет заказчику отказаться от обеспечительного взноса. Требование же о подтверждении гарантийных обязательств перешло в разряд добровольных. В условия сделки его включают по собственному усмотрению.

Гарантийные обязательства по договору поставки: как грамотно прописать

Контракт

Особого внимания засуживают изменения правил начисления неустойки. Если поставщик нарушил сроки этапа работ, штрафные санкции рассчитают исходя из стоимости именно этого участка. Брать за основу калькуляции всю цену проекта запрещено. При этом условие об этапах должно содержаться в тендерной документации и непосредственно в договоре.

Другой поправкой стало требование указания страны происхождения товара. Соблюдать его необходимо даже при размещении заказов, не попадающих под действие национального режима. Исключение сделаны для контрактов по строительству, реконструкции и сносу капитальных сооружений. Не нужно указывать страну происхождения ценностей, если заказчик не принимает их к бухгалтерскому учету в качестве отдельного основного средства (правительственное постановление № 523 от 22.04.2020 года).

Пренебречь требованием не удастся. Информация о происхождении вносится в реестр контрактов по правилам распоряжения № 1084 от 28.11.2013 года. Проверку соответствия осуществляет казначейство. Указывать эти сведения придется и при подаче заявок. В противном случае при рассмотрении предложенный участником товар отнесут к продукции иностранного производства.

Терминологию тоже уточнили. В наименованиях теперь будет указываться формулировка «государственный контракт», «муниципальный контракт». Требование не распространяется на бюджетные учреждения и унитарные предприятия. Этим заказчикам при составлении соглашений предписано ограничиваться словом «контракт».

Национальный режим

Правительственным постановлением № 616 от 30.04.2020 года ограничен допуск к закупкам. Не получится отгрузить по муниципальному или государственному контракту:

  • промышленную продукцию из-за рубежа, включённую в федеральный перечень;
  • товары, работы, услуги иностранного происхождения, поставляемые заграничными партнерами в целях обороны и безопасности.

Дополнительные фильтры установлены постановлением № 617 от 30.04.2020 года. При исполнении заказов поставщикам необходимо предъявить выписку из базы ГИСП. В ряде случаев придется также соблюдать требования о наличии сертификата СТ-1.

В августе прошлого года появились нормы о квотах на отечественную продукцию. По итогам года заказчики сообщат о соблюдении минимальной доли российских товаров в совокупной закупке. Причины нарушения лимитов придется обосновывать.

Пандемия

Стороны получили право менять существенные условия договора. Прибегнуть к корректировкам разрешено, если заказ не может быть выполнен по независящим от участников обстоятельствам. Нововведение обусловлено распространением вируса COVID-19. Перечень причин устанавливает правительство. Менять можно как цену, так и срок.

Неисполнение договоров в связи с пандемией признали основанием освобождения от неустоек. Заказчикам позволили передавать срочные заказы единственным поставщикам. Такие выводы содержатся в совместном письме ФАС РФ № МЕ/28039/20, Минфина РФ № 24-06-05/26578 и МЧС РФ № 219-АГ-70 от 03.04.2020 года.

Антимонопольная служба официально признала распространение вируса форс-мажором. Позицию необходимо учитывать при разрешении вопросов о включении коммерсантов в реестр недобросовестных поставщиков.

Прочие изменения

До 01.01.2024 года закупки строительных работ разрешено проводить в форме конкурса. Из аукционного перечня они исключены.

Пересмотру подвергся и порядок внесения поправок в закон № 44-ФЗ. Корректировки, принятые парламентариями с января по сентябрь включительно, будут вступать в силу со следующего года. Если изменения утвердят позднее, период адаптации увеличат. Действовать новые нормы начнут в году, следующем за очередным.
Минувшей весной в России появилась система малых электронных закупок. Практика только начала формироваться. Упрощенно алгоритм выглядит следующим образом:

  • публикация предложения участником;
  • уведомление заказчика;
  • ранжирование оферт площадкой;
  • выбор контрагента;
  • подписание договора.

Программа обеспечивает поиск предложений с наилучшими условиями для заказчика. В электронную форму переведен и запрос котировок. Оцифровка привела к сокращению сроков. Контракты заключаются с минимальной потерей времени.

Читайте также:


Другие новости